В 1989 году Василий Барка написал предисловие к роману ".Желтый князь", в которой определил три взаимосвязанных идейнотематических линии произведения, три его структурные планы: реалистическое змалювання трагедии семьи Мирона Катранника во время голодомора; передача внутреннего, психического залога человека, который гибнет от голода; духовное измерение зображуванихподий.
Голод, будто страшное наводнение, будто ужасная чума, постепенно входит у жизнь каждого украинского села, в частности и Кленоточив, где живое семья Мирона Даниловича Катранника. Он разрушает такое обычное для крестьянина жизни, преисполненное работе и радости. Вот на первых страницах романа Дария Александровна одевает малую Оленку и в душе ощущает большую радость: "Наряжает дочурку: кажется, то собственное сердце, вынутое из груди, отдельно радуется". Но радость уже омрачает неясной пока что тревогой за мужчины, которого для чего-то позвали к сельсоветы. Этот эпизод не случайный в романе. Он показывает всепобеждающую силу родительской любви, которая на протяжении страшных испытаний помогает героям сохранить человеческое лицо, не звироднити, опираясь желтому князю. Семья Катранникив, в которой всегда властвовало порядок и покой, взаимопонимание, культ работы и любви, является воплощением всего трацийно украинского, и в своей трагической судьбе она олицетворяет историю судьбы всего украинского крестьянства, которому выпало в начале XX столетие перенести страшные испытания на духовную мощь
Итак, праздничное воскресное утро, святое для крестьянина время отдыха, омрачает Появлением " рыжего оратора" — Григория Отроходина, который сообщает о необходимости сдать хлеб государству. И именно из этого момента жизни крестьян превращается в ход ужасных апокалипсических картин, которые абсолютно противоречат нормальной человеческой логике. Теряется целостность и смысл крестьянской жизни, теряется здравый смысл в поступках и мыслях, разрушается семья. Мы видим, как постепенно умирают все члены семьи Катранникив: сначала бабушка Харитина Григорьевна, старейший представитель семьи, хранительница родственного костра, олицетворение одвичной крестьянской мудрости, потом отец и маты и их дети, Николай и Оленка. Живым остается только наименьший сын, Андрейка
Трагическая история семьи Катранникив связана с разрушением дома — родственного костра. Дом традиционно был символом семьи, благосостояния, уюта, и потому когда она разрушается, это символизирует разрушение самых оснований человеческого существования. Вот поворачивается с церкви мудрая старая Харитина Григорьевна и не узнает всегда белый и уютный свой дом: "А вот — хуже, чем в сарае! Как после землетрясения. Поперериване все и разбросано и попрано. Слеза сбежала по щеке. Догадалась старая — уже конец настал. Под старость увидела: уничтожено их дом, дом-святыню, где иконы испокон века озаряли хлеб на столе". Автор предоставляет такого большого веса этому эпизода, потому что хочет подчеркнуть: разрушалось все самое важное в жизни человека, сам смысл ее существование
И не только отдельные дома крестьянские превращаются в пустошь. Вилюднюються и пустеют целые села, весь мир, будто после атомной войны, становится пустым и страшным: "Будто чужая местность. Немые демоны подменили ее, и серное бешенство желтого кагана побило жизнь, оставивши темную пустыню. Сады везде вырублены, самые пеньки кое-где торчат по дворам, среди сорняков. Все, что цвело к солнцу, пропало, будто занесенное бурей, пожаром, потопом, поветрием. Изменилось в дикие заросли, похожие на волчью трущобу. Нет ни повиток, ни овинов, ни амбаров — самые порозвалювани дома".
Так, везде властвует "желтый князь", власть которого утверждают страшные люди: "партийцы и сильрадивци с револьверами в карманах", милиционеры, "вороны душойдни", "ночные каганы", "вражеские уроды", "руйнники". Все они являются послушными рабами тоталитарной системы, бездумными, будто зомби. Это те самые "колесики и гвинтики" системы, благодаря которым крутились ее колеса и уничтожали все живое
Жертвами системы стали не только несчастные крестьяне, а и такие "наивные Донкихоты коммунизма", как Зинченко, глава колхоза Вартимець, который старается выполнить бессмысленные приказы и сам предчувствует свой арест. А им противостоит апологет " желтого князя" Григорий Остроходин, городской житель, для которого село — только плацдарм его боевых действий, образ выслужиться. Таких людей могла породить только тоталитарная система, и не одного его, а целый ряд таких же, словно выпущенных с одного конвейера.
Проблема уничтожения тоталитарной системой всего человеческого в человеке связана с показом полного игнорирования всего индивидуального, преобразование крестьянства в безликую массу, которой будет легко руководить, массу, лишенную памяти, культуры, творчества. Людей превращают в вещи, а потом снимают жестоко из вагонов вместе со шпалами, как случилось это с Мироном Катранником. их ловят и бросают на платформы, будто скот, как видит Дария Александровна, перепрятываясь с детьми на слоге
Разоблачительный пафос романа очень выразительный. Автор осуждает тоталитарную систему не просто как беду отдельной наций и определенного поколения, а как всечеловеческое зло, страшную разрушительную силу. Изображая реалистически, даже с яркими натуралистическими подробностями трагические события в Кленоточах, гибель семьи Катранникив, изымание хлеба в тех, кто его выращивает, картины пасмурного запустения села, автор развенчивает официальный миф о советском "коллективном рае" для крестьянства, где якобы с песней идут в поле и поворачиваются из него. Беспощадно развенчивает автор и представителей тоталитарного режима: "Наслано бесноватых, и они у грудных детей из губы крихту хватают. Был я в дворе Касяненка: там дети декабре, а эти прилезли, роются в колыбелях... детей выбрасывают просто наземь и доискиваются под пеленками, или нет крупинок, береженных на кашку; все чисто забирают. Вы себе умирайте с грудными детьми!". Очень страшная и впечатляющая картина, даже апокалипсическая
Однако Василий Барка, при всему его разоблачительном пафосе, не осуждает свое поколение, он называет себя самого "свидетелем в суд" — объективным свидетелем, какой, однако, не остается равнодушным. Современный читатель с ужасом читает страницы романа, но, возможно, пережив гнев, боль, сразу, ужас, любой из нас очистится духовно и защитит свою нации от повторения подобного
Судьба семьи Катранникив — олицетворение судьбы украинского крестьянства (за романом В. Барки "Желтый князь")
Комментариев нет:
Отправить комментарий