Сатира Григория Цветки-Основъяненка тесно связанная с традициями «Енейди» и. П. Котляревського и развитием сатиры М. В. Гоголя
В змалюванни действительности Квитка-Основьяненко широко использовал устное народное творчество — сказки, пословица, поговорки, поверье и пересказы. В сатирических произведениях писатель высказывал народные взгляды на всяческое злодейство, жадность, корыстолюбие
Наилучшим юмористически-сатирическим произведением Цветки-Основъяненка есть повесть «Конотопская ведьма». В сюжете произведения мастерски переплетаются реалистические картины с фантастикой. Для того чтобы правдиво показать общественную жизнь, взаимоотношения украинского панства и казацкой старшини конца XVIII столетие, писатель удачно использовал устное народное творчество, поверье и обычае украинцев
Главных героев повести, сотника Забрьоху и писаря Пистряка, роднит пренебрежение к трудовому народу, пьянству, зажерливисть, самодурство
Никита Забрьоха свое сотенство не заслужил, а унаследовал: «Таки кто сколько не зазна, то сотенной старшиной все были Забрьохи: а деды и прадеды Микитови
все были в знаменитом сотенному местечковые Конотопе сотниками; так от отца до сына так сотенство и переходило»,
Недолугий, нечесаный, неумытый, глуповатый Забрьоха имел неограниченную власть не только над сотней, а и над всем населением Конотопа. Он был неотесанный, грубый и совсем неграмотный. «Ты знаешь, — говорил он писарю, — шо я ничего грамотного не раскую, хотя в школе учился, и "верую" начал было учить, и на "же за ни" как запнулся, то и покинул письмо». Да и считать дьяки-учителя научили его лишь до тридцати. На предложение писаря Пистряка сосчитать сотню Забрьоха ответил: «Считай сам и робы как знаешь, ты на то писарь; а я все после подпишу, потому что я на то сотник, чтобы не считать, а только подписывать». Без писаря Забрьоха не мог дать совета своей сотне, а потому во всем полагался на Пистряка и во всем подчинялся ему. Оставшись без писаря, сотник грубо ругал казаков и кричал: «Вейтесь себе, куда хотите, хотя на виселицу. Какой я порядок дам, когда писарь взбесился?»
Забрьоха слепо верит Пистряку, когда тот посоветовал не идти в военный поход, а потопить ведьм, за что полковник звильнивсотника.
Таким само ограниченным и беспомощным выступает Забрьоха и в личной жизни. Он не может сказать Елене Иосифовне о том, что хочет вступить в брак с ней: «... мнякав-мнякав, да и будто о волы, а кинча о голуби, дума об барди, а говорит об терновке, и как замолк, да и замолк, и знай слюну ковта, смотря на такую кралю».
Писатель высмеивает взяточничество, которым не гнушаются все должностные лица. Сотник о взятках говорит, как о явлении абсолютно обычное: «Я здесь есть сотник, голодать не буду: тот придет с хлебом, тот с паляницей, тот с буханкой, а другой и мешочек муки привезет; лишь бы бы только судились...» Чтобы вступить в брак с хорун-живною, Забрьоха готов пойти на любой преступление. За помощь в успешном сватанье он обещает ведьме: «Или велишь Конотоп сжечь, так вместе из четверых концов и зажгу; или велишь всю конотопскую детвору — что вы, ведьмы, не любите — так за один день всех к единому и потрошу...»
Сотник Забрьоха — глупый дармоед. Все его мысли крутятся вокруг вкусной пищи, водки и сна. Он грубо и с пренебрежением относится к казакам и населению Конотопу, принуждает их на себя работать. Образ Забрьохи олицетворяет всю напыщенную казацкую старшину, которую писатель остро высмеивает: «А сие уже конечно, и всюду так ведет себя, что чем начальник самый дурной, тем он гордиший; и знай дуется, будто шкураток на огне».
Язык Забрьохи пересыпан грубостью, бранными словами. Приглашая Пистряка к дома, он говорит: «Садись же, приятелю; которого- потому что ты черта там возле порога маячишь, как тот песик на веревке?»
В обиде Пистряка воплощен омерзительнейшие черты казацкой старшини: мошенничество, паразитизм, корыстолюбие. Писарь, используя свое служебное положение и глупость сотника, верховодит в Конотопе. Он разными ухищрениями старается снять Забрьоху из сотенства, чтобы самому занять его место. Писарь пренебрегает казаков, глумится из крестьян, требуя взяток; женщин, которые пренебрегли его ухаживание, обвиняет в видьомстви и приказывает топить у пруду
Язык писаря путаный, пересыпанная непонятными церковнославянскими и канцелярскими словами. Пистряк «двенадцать ч учился в дьяка в школе: в ч вчистив грамматику, два угождай учил часословець, пивчварта года сидел над псалтырем и с молитвами совсем выучил, и пивпъята года учился писать, а цилисинький гоя учился на щотах; а промеж тем, ходя на клирос, поняв гласи, и ермолойни догматики, и Сковородини херувимские, туда же за дьяком и подьяческим окселентуе».
В повести нет никакого положительного образа. Второстепенные персонажи показаны в негативном плане: Халявський интригует и метит на место сотника; его жена Елена предает мужчину; ее брат хорунженко пьяница и бездельник; генеральный суд
дя не читая, подписывает «...такую бумагу, чтобы суддеви в монахе постричься, а его женщину отдать замуж за господина обозного»; поп грустит, что люди не умирают и упоминает о холере; жители Конотопа, бросивши гатить плотину, присматривать несильных! малых, собрались возле пруда посмотреть, как будут топить ведьм. Квитка-Основьяненко Не хочет вызвать негодование против господского произвола, не выявляет своего сочувствия бесправным женщинам, которых объявили ведьмами. Писатель, использовав комизм и сатиру, дает читателю возможность самому оценить образа произведения и события, описанные В нем
Повесть «Конотопская ведьма» - наилучший юмористически-сатирическое произведение Г. Цветки-Основъяненка
Комментариев нет:
Отправить комментарий