пятница, 24 апреля 2015 г.

Харьковская святыня ( Произведение-Описание памяток истории и культуры)

У каждого народа есть свои святыни, те особые признаки, которые выделяют его, делают значимым. И эти святыни определенной мерой отбивают мировоззрение, традиции, духовность. Я не ошибусь, если скажу, что святыня Харьковщины, Озерянська икона Божой Матери, соединила в себе значимость историческую, художественную и религиозную


К образу Божой Матери обращались и обращаются множество художников. Вспомним прекрасные творения художников эпохи Возрождения! Лучистый и нежный глаза мадонн... Они будто заглядывают в душе и тамують все боли и печали.


Православные иконы всегда писались за определенными канонами: религия привносила в лики святых аскетические черты, однако незнакомые иконописцы вдыхали жизнь и в застывшие очертания. Вот почему глаза святых так привлекают взгляды. Озерянська икона Божой Матери, созданная неизвестным мастером, была в каждом жилье, будь то пышное имение или убогая хата. Бедные люди разукрашивали икону искусственными цветами, богатые — обрамляли ценными киотами, но все верили в чудодейственную силу этой иконы


В Харьковском историческом музее рядом с этническими экспонатами находятся и старенькие вылинялые образа, которые украшали жилье харьковчан, среди них — харьковская берегиня, Озерянська икона


О чудотворной Озерянську икону рассказывали дива: она зцилювала человеческие недуги, помогала калекам, оберегала жилье, делала крепкими семьи, стояла на стороже мира. Да и самая приповисть ее появления тоже непривычная. Говорят, что в небольшом поселке Озерянка, вблизи Мерефи, косил крестьянин рожь. Не заметил, как разрезал селезенкой икону Божой Матери, которая неизвестно как там оказалась. Ощущая свою вину перед Богородицей, упал мужчина на колена и начал молиться, а потом принес образ домой, не переставая молиться. На утро икона исчезнувшая, взволнованный крестьянин пошел заканчивать косовицу. А прийти на поле, косарь нашел икону на том же месте, только не покромсанную, а целую. С того времени и говорят о странной силе этой иконы, которую в честь места события названо было Озерянською. Именем Озерянськой иконы названы было два харьковских храма, которые включали в себя росписи, которые свидетельствовали о событии. А самая храмовая престольная икона имела очень богатое обрамление. Кроме деревянного или металлического обрамления — киота,- икона украшалась полотенцами и бумажными цветами. Возле иконы обязательно находилась лампада, которая загоралась во время службы. Иконопись выполнялась на деревянной дощечке, краски накладывались равными мазками, поэтому готовое произведение кажется не нарисованным, а напечатанным. Очень редко случались вышитые образа — их выполняли неизвестные мастерицы и приносили в дар храму. Озерянська икона Божой Матери свидетельствует о высокой религиозности харьковчан как в прошлому, так и теперь.


Харьковская святыня поражает меня историей своего появления. Жаль, что она дошла до нас лишь в многочисленных копиях, потому что оригинал было утрачено. Мы не можем окончательно судить о ее художественной ценности, но ее значимость в исследовании традиций Слобожанщины не превзойдена



Харьковская святыня ( Произведение-Описание памяток истории и культуры)

Комментариев нет:

Отправить комментарий