воскресенье, 26 апреля 2015 г.

А. П. Чехов - Шекспир xx столетие

Чехова иногда называют Шекспиром XX столетие. И это действительно так. Его драматургия, подобно шекспировской, сыграла в истории мировой драмы огромную поворотную роль


Понятно, новаторство драматургии Чехова было подготовлено поисками и открытиями его больших предшественников, драматургическими произведениями Пушкина и Гоголя, Островского и Тургенева, на добрую крепкую традицию которых он и опирался. Чехов с блеском показал, как в вульгарных среде мельчает, искажается любое человеческое чувство, как калечатся человеческие души, как чувства превращаются в абсурд, как будни убивают праздника. Драматург смеялся над человеческой неуклюжестью, жизненными коллизиями, но смехом не убивал самого человека. Наступали новые времена. Россия стояла на пороге мучительных изменений. И Чехов, как никто, ощущал это. С этой новой атмосферой общественной жизни связанное рождение зрелой драматургии Антона Павловича


Чайка - пьеса и о людях искусства, и о мучениях творчества, и о неспокойных, мятущихся молодых художников, и о самодовольно-сытому старшее поколение, которое хочет сохранить завоеванные позиции. Это пьеса о любви, о неразделенному чувство, о взаимном непонимании, о жестокой неустроенности личных судеб. В конце концов, это пьеса о мучительных поисках истинного смысла жизни. Все герои пьесы одинаково значащие. И все одинаково несчастные. Между ними затронутые контакты, каждый существует сам по себе, поодиночке, не способный к пониманию другого. Поэтому так особенно безнадежно здесь чувство любви: все любят, но все очень нравились. Нина не может ни понять, ни полюбиться Треплева, он не замечает отданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее. Аркадина из последних сил удерживает Тригорина возле себя, хотя любви между ними давно нет. Полена Андреевна постоянно страдает от равнодушия Дорна, учитель Мед-Веденко - от черствости Маши …


Невозможность понять друг друга оборачивается равнодушием и черствостью. Так, бездушно предает Треплева Нина Заречная, бросаясь вслед за Тригорина в поисках громкой славы. Вся пьеса пронизана вылов ветра героев, тревогами взаимного непонимания, неразделенного чувства, общей неудовлетворенностью. Даже самый, казалось бы, благополучный человек - известный писатель Тригорин - и тот не удовлетворенный своей судьбой, сомневается в собственном таланте и тайно страдает. Далеко от людей он будет молчаливо сидеть с удочками возле реки, а потом вдруг прорвется в истинно чеховском монологе, и станет ясно, что даже этот человек тоже, в сущности, несчастливый и одинокий


Символ Чайки расшифровывается как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль. Только через страдание приходит Нина Заречная к простой мысли о том, что главное - не слава, не блеск, не то, о чем она когда-то мечтала, а умение терпеть


В пьесе Дяди Ваня практически нет событий. Найпомитнише событие - это приезд столичной профессорской супруги Серебрякова в старое заброшенное имение, где привычно живут и утомленно трудятся дядя Ваня с племянницей Соней. Прогулки по траве и разговоры о потере смысла жизни являются соседями с заботами о косовицах, воспоминаниях о прошлом перемежовываются рюмкой водки и транжирства гитары


Казалось бы, мирный и спокойный ход жизни, но какие страсти бурлят в душах героев. В замедленном ритме годового сельского быта постепенно, изнутри, назревает драма. В душную грозовую ночь, во время бессонницы, когда Войницький вдруг ясно понимает, как неразумно прогавив своя жизнь, бросивши ее под ноги дутому кумиру Серебрякову, которого двадцать пять лет считал за гения


Прозрение и бунт дяди Вани обозначает одновременно и брлезненний процесс ломки старых авторитетов в российской действительности


Как прожить остаток жизни, перенести теперь испытание буднями, теперь, когда человек лишен цели и смысла жизни, общей идеи? И что делать, когда кумир окажется ошибочным? Как начать новую жизнь? Вот в чем истинная вне-подиева драма Войницького. Это драма внеличного характера, потому что не у Серебрякова же, наконец, все дело. Дело в том, что обваливается, рушится весь старый мир, и трещины его проходят через людскую душа


Последнюю свою пьесу, Вишневый сад, Чехов завершил на пороге первой российской революции, в год своей ранней смерти. Название пьесы символически. И действительно, думая о гибели старого вишневого сада, о судьбе жителей разоряется имения, он мысленно представлял себе всю Россию на ломке эпох. Дело не только в продаже имения и приход нового хозяина: идет вся старая Россия, начинается новое столетие. Чехов относится к этому событию двояко. С одной стороны, историческая ломка неминуемая, старые дворянские гнезда осужденные на вымирание. Приходит конец, скоро не будет ни этих лиц, ни этих садов, ни усадьб с белыми колонами, ни заброшенных часовен. С другой стороны, смерть, даже неминуемая, всегда трагическая. Потому что умирает живое, и не по сухим стволам стучит топор


Пьеса начинается из приезда Раневськой в свое старинное родительное имение, из возвращения к вишневому саду, который шумит за окном весь в цвету, к знакомым из детства людям и вещей. Здесь прошло их детство, здесь жилы их родители, здесь жилы их деды и прадеды. Но денег нет, безделье и линя не дают возможности поправить дела, все идет, как идет. Потеря вишневого сада для Раневськой и Гаева не только потеря денег и залога. Они никогда не заботились о хлебе насущный, они так воспитаны. В этом сказывается и господская безопасность, и легкомысленность людей, которые никогда не знали работы, не ведали цену копейки и как она добирается. Но в этом же проступает и их удивительное безсрибництво, презрение к меркантильным интересам. И потому, когда Лопахин предлагает им, чтобы спастись от долгов, отдать вишневый сад в аренду под дачи, Раневська с презрением отмахивается: Дачи и дачники - это так пошло, извините


Имение продано. Я купил!-Торжествует новый хозяин, тряся ключами. Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду. Но в высший момент торжества этот интеллигентный купец неожиданно ощущает стыд и горечь совершенного: ОБ, быстрее бы все это прошло, быстрее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь. И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада - в сущности, ненужная победа. V Так Чехов дает ощутить текучесть, временность настоящего: приход буржуазии - неустойчивая, преходящая победа. Истинное как бы размыто и со стороны прошлого, и со стороны будущего. Старые люди, как старые вещи, сбились в груду, о них спотыкаются, не замечая их


Через все драматические произведения А. П. Чехова проходит единая, многогранная и многоликая тема - тема поисков смысла жизни российской интеллигенции начал столетия


Любимые чеховские герои - Треплев, Нина Заречная, Астров, дядю Ваня, Соня, Раневська - это люди особой породы, особого слога. Интеллигенты, способны выйти за рамки в свое время, они становятся героями надличного сознания, для которых поиски смысла жизни и правды окажутся важнее практических целей и борьбы за них



А. П. Чехов - Шекспир xx столетие

Комментариев нет:

Отправить комментарий