понедельник, 27 апреля 2015 г.

Показ глубоких связей современного жизни с библейской давниного в «Песни над песнями» Шлема-Алейхема

В литературе существуют так называемые вечные темы. Они разные — это и смысл человеческого бытия, и поиск моральных ценностей, и любовь. В разные эпохи существования человечества разные поколения ощущали похожую необходимость решить для себя эти важные вопросы, потому что и зневирювалися, и влюблялись люди с того времени, как впервые осознали себя людьми. Со временем много что меняется, но эти темы не напрасно названы «вечными». Конечно, они не могли не возбуждаться в найвидатпиший памятке мирового искусства — Библии, за моральными принципами которой жила и до сих пор живое значительная часть человечества. Старое Завещание стал основам трех самых больших религий мира — иудаизма, христианства, мусульманства. Нет ничего странного, что он стал источником тем, мотивов, стилистических средств, сюжетов и даже целых жанров мирового искусства. Много писателей обращались в своем творчестве до этого источника. Среди них и выдающийся еврейский писатель Шлем-Алейхем, который к тому же вырос в религиозной семье и первым получил религиозное образование


Его «Песня над песнями» — поэтический рассказ о первом чистой любви. Чувство главного героя произведения, Шимека, насколько добродетельное и светлое, что в ньо


Му самому есть что-то от религиозности, ассоциации с одноименным библейским гимном любви возникают естественно, и этот параллелизм проходит сквозь весь сказ. Поэтическое восприятие мира Шимека позволяет ему увидеть, что «Я — принц. Бузя — принцесса. Колоды, понабросаемые возле дома, — кедры и буки, которые упоминаются в «Песни над песнями». Кошка, которая лежит круг дверей и греется на солнце, — одна из полевых ланей, которые упоминаются в «Песни над песнями»…


Бузя напоминает ему библейскую Суламиф. ее жизнь — жизнь обычной девушки, которая знает о несправедливости мира: второе замужество матери она воспринимает как измену. Сравнительно из Шимеком она большая реалистка. Естер-люба не верит в колдовство, способна лелеять планы мести, новому мужнины матери, но любовь сначала переселяет в мир «Песни над песнями» и ее. Различие в мировосприятии выйдет наружу позднее. Шимек и Бузя обмениваются цитатами, и те звучат в них очень естественно, «Песня над песнями» позволяет им будто понимать мысли одно одного


Невиновность любви этих двух молодожена такая, что даже родители, которые соблюдаются суровой морали, позволяют им гулять вдвоем и извиняют, когда те забывают во время общения о делах. Возможно, родители тоже ощущают поэтическо-религиозную окраску отношений Шимека и Буге


Но действительность вмешивается в сказку, все же таки Шимек и Бузя живут в реальном мире, и вот уже он едет учиться, нарушивши заветы отца, отношения между ними почти разрываются. Отец даже было обещал никогда не простить Шимекови. «Холодное, ужасно холодное была наша переписка. И кто имел время замечать это в царстве мечтаний, в котором я находился?». Здесь речь идет о других мечтах, хотя содержание их не уточняется, разумеется, что касаются они какой-то карьеры, попыток достичь жизненного успеха. Полной неожиданностью становится для него весть о помолвке Буге. Шимек не взвесил, что жизнь не стоит на месте: вернувшись домой, он видит городок таким же, как он его оставил, «Браковало только «Песни над песнями», но и она будто поворачивается к нему при встречи с Бузею. Только это уже не та песня. Глубокое разочарование ждет на Шимека. Именно подорослишавши, он понимает, что его любовь к Буге было истинным и взаимным, но не только это, на него ждет страшное открытие: «Неужели я прозевал свое счастье, прозевал навек? Неужели я собственными руками сжег свой удивительный дворец и выпустил хорошую божественную царевну, которую я когда-то пленил?» Напрасно он старается возвратить прошлое. Счастье, которое было рядом, уже утрачено, строки с «Песни над песнями» не находят, отклика. «Весьма поздно я опомнился, вспомнил, что есть Бузя на миру… Бузя, которая имеет сердце, которое грустит, и душу, что прочь порывается отсюда в иной мир…»


Искать успеха, Шимек потерял ценность значительно большую: самая любовь, которая надышала его жизнь. Здесь можно вспомнить библейский тезис, который не принадлежит к «Песне над песнями»: ничего не страже все земные сокровища, если за них человек теряет душу. Или — в этом случае — одну из главнейших собственных ценностей. Уже и карьера становится Шимекови не нужной, ему остается только упоминать о бывшем счастье, утраченном в погоне за приземленными успехами…


А сколько людей на протяжении существования человечества делали одну и ту же фатальную ошибку? Так было в библейские времена. Так произошло из Шимеком. Такое может произойти с кем-нибудь, кто неосмотрительно меняет вечное на временное, духовное на материальное. Меняются внешние обстоятельства и причины, но остается главная сущность. Может, следует, в конце концов, прислушаться к мудрости прошлого, чтобы не повторять в будущем те самые ошибки?


Избранная Шлемом-Алейхемом форма произведения лишь подчеркивает неминуемую актуальность выбора ценностей


Тому «вечные темы» будут оставаться источником вдохновения всегда.



Показ глубоких связей современного жизни с библейской давниного в «Песни над песнями» Шлема-Алейхема

Комментариев нет:

Отправить комментарий