вторник, 28 апреля 2015 г.

"Мария" Власа Самчука — роман-документ о геноциде украинского народа (2 вариант)

К изображению образа матери обращался не один писатель. Вспомним, например, образ матери у Тараса Шевченко, его наймичку, которая готовая идти за своим сыном хоть на край света, его мифологический^-мифологические-божественно-мифологические образа матерей с ребенком, згорьовних украинских женщин. Да и каждый украинский поэт или прозаик так или иначе выписывал в своих произведениях ее — первооснову человеческого существования, главнейший человека для каждого человека, Мать


Символическое название романа Власа Самчука — "Мария" — словно готовит читателя к определенному углу зрения на центральный образ произведения, предоставляет ему мистической глубины и трагедийности. Мария, как и Божа мать, — женщина, которая имеет ребенка, живое ради детей, ради их счастья, жертвует собой. Но, с другой стороны, Мария Самчука — это земная женщина, она хочет счастья и для себя, готова бороться за свою личную любовь, идти даже против общественной мысли. Поэтому образ ее неоднозначный, глубокий, как самая жизнь


Или можно назвать героиню романа Власа Самчука обычной женщиной? И так, и ни. Так, Мария является олицетворением всех украинских матерей, которое подтверждает и посвята к роману: "Матерям, которые погибли смертью на Украине в годах 1932-1933". Но она и необыкновенная, потому что далеко не каждая женщина решилась бы так остро выступить против народной морали за свою любовь, за право на счастье, как это сделала Мария


Рассказ о жизни матери-крестьянки носит в Самчука характер легендарности, почему содействует масштабность змалювання жизни Марии. Недаром писатель, словно стремясь быть объективным и точным, отмечает: "Когда не считать последних трех, то Мария встретила и провела двадцать шесть тысяч двести пятьдесят восемь дней. Столько раз сходило для нее солнце, столько раз переживала наслаждение бытия, столько раз видела или ощущала небо, запах солнечного тепла и земли".


С одной стороны, перед читателем возникает жизнь обычной женщины, которая родилась в простой семьи, рано осиротевшая и испытала много горя и радостей. Оставалась она всегда сильной и умелый радоваться, умелый выливать свои чувства в песни. Щедрой была Мария к земле и людям, умелый работать и отдыхать, грустить и радоваться, не боялась искренности чувств и поступков. А еще умелая она всем сердцем любить: землю, людей, природу, песню. И когда полюбила девушка, то отдала всю душу своей любви, не могла, кажется, ее удержать бы и весеннее наводнение. И жизнь бывает жестокое к любви, и обстоятельства разрушили счастья девушки, забравши у нее любимого, когда пошел тот служить к армии


Или предала Мария свою любовь, когда пошла замуж за Игната? Нет, она просто с присущей ей щедростью души пожалела человека, который нуждался в ласке и ожоги, любви и благосклонности. Поэтому й вышла за него девушка. И старалась с видвичною женской терпеливостью и смирением построить семейное счастье, свить уютное гнездышко. Детей родила Мария, и отобрал у нее Бог детей. И горе поселилось в ее сердце. Не является ли существенной и деталь, что дети от Игната умирали? Словно не могли жить, родившиеся не в любви, а в обязанности. Да и не отвечало это присилуване счастье искренности души Марии, не могла она прикидываться ни счастливой, ни несчастной. Поэтому й бросилась, будто в омут, за своим возлюбленным, пережила горе и нужды, грубость и равнодушие, а потом силой своей любви смогла сломать ледяной панцирь Корниевой души, возвратив его к крестьянской мудрости и доброте


Сила материнской любви двигала всеми поступками Марии, и судьба ее материнская не была легкой. Живыми остались все ее дети, родившиеся в любви, только пошли разными путями. Старший, Демко, во время Первой мировой войны попал в немецкий плен, из которого не вернулся, итак, его мать отдала войне. Наиболее молодой сын, Лаврин, был репрессированный как враг народа. А средний, Максим, во многом похожий на отца, одел в года революции кожаный полушубок и взял к рукам маузер, ставши воплощением слепой бездумной силы, которая уничтожила и его брата. Всех их растила Мария одинаково, и не прибегли все чему-то в мать и отца, словно время новое буревой создавал их по своему желанию. И мать прощала детям до тех пор, пока не переступали они границу человечности, беспокоилась о них до последнего своего дыхания. И во времена тяжелого времени, словно горлинка крылом, старалась прихистити.


Мария стала истинным воплощением материнской любви в усий ее сакральности и непобедимой силе. Она — олицетворение всех матерей земли, простых хранительниц домашнего костра, простых и прекрасных, добрых и способных к прощению. Именно к ним, к матерям, обращается на последних страницах романа Игнат: "О матери! И вы, девушки, и вы, муже!.. Вы, что вырастали среди бескрайних полей, залитых морем хлеба, залитых песней и залитых потом. Говорю вам большую правду. Восстаньте и поверьте у себя. Поверьте в вашу силу, в вашу землю!"


Матери святые, как и Божа Мать, они — опора существования человека!



"Мария" Власа Самчука — роман-документ о геноциде украинского народа (2 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий