Название пьесы символически. «Вся Россия - наш сад»,- сказано у Чехова. Эта последняя пьеса была написана Чеховым ценой огромного напряжения физических сил, и простой переписывания пьесы было актом самых больших трудностей. Чехов закончил «Вишневый сад» накануне первой российской революции, в год своей ранней смерти (1904). Думая о гибели вишневого сада, о судьбе жителей имения, которое разоряется, он мысленно представлял себе всю Россию на взломе эпох
Накануне грандиозных переворотов, словно чувствуя возле себя шаги грозной реальности, Чехов осмысливал настоящее из позиций прошлого и будущего. Далеко, что идет перспектива, насыщала пьесу воздухом истории, сообщала особую длину ее времени и просторную. В пьесе «Вишневый сад» нет острого конфликта, все, казалось бы, идет своей очередью и между героями пьесы не происходит открытых ссор и столкновений. И все-таки конфликт существует, но не открытый, а внутренний, глубоко скрытый в мирной на первый взгляд обстановке пьесы. Конфликт составляется в непонимании поколения поколением. Кажется, будто бы в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. И каждое из трех поколений виднеется о своем времени
Пьеса начинается из приезда Раневской в свое древнее родительное имение, из возвращения к вишневому саду, который стоит за окнами весь в цвету, к знакомым из детства людям и вещам. Возникает особая атмосфера поэзии, которая проснулась, и человечности. Словно в последний раз ярко вспыхивает - как воспоминание - эта живая жизнь на пороге умирания. Природа готовится к восстановлению - верб души Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь
Для купца Лопахина, что собирается приобрести имение Раневской, вишневый сад тоже означает что-то больше, чем просто объект коммерческой сделки
В пьесе перед нами проходят представители трех поколений: прошлое - Рощ, Раневская и Фирс, настоящее - Лопахин и представители будущего поколения - Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Чехов не только создал образа людей, чья жизнь пришлось на переломную эпоху, но запомнило само Время в него движении. Герои « Вишневого сада» окажутся жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории - деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Рощ. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала любимой для драмы XX столетие,- ситуации «порога». Еще ничего такого не происходит, но есть ощущения края, безодни, в которую должен свалиться человек
Любовь Андреевна Раневская - представительница старого дворянства - женщина непрактичная и эгоистическая, наивная в своем любовном увлечении, но она добрая и чуткая, и в ней не вянет чувства красоты, которая особенно подчеркивает Чехов. Раневская постоянно упоминает о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в хорошем и роскошном вишневом саду. Она живое этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящего, а о будущем - и думать не хочет. Ее инфантильность кажется смешной. Но оказывается, все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не старается ничего изменить. Они говорят о прекрасной старой жизни, но самые, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек и уступают без борьбы
Лопахин - представитель буржуазии, герой настоящего времени. Вот как сам Чехов определял его роль в пьесе: «Роль Лопахина центральная. Ведь это не купец в вульгарном содержании слова... это мягкий человек... немалый человек во всех содержаниях...» Но этот мягкий человек - хищник, она живое сегодняшним днем, поэтому его идеи умные и практические. Соединение бескорыстной любви к прекрасному и купеческой жилке, мужицкая простота и тонкая артистичная душа слились в обиде Лопахина воедино. Он ведет бодрые беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и будто бы бы знает, что делать. Но на самом деле и он не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность всебе.
В пьесе переплетаются несколько сюжетных линий. сад, Который Гибнет, и щом несостоялись, даже непомичен любовь - дв наскризн, внутренне Прежде всех заканчивается линия романа, который не состоялся, Лопахина и Вари. Она построена на любимом чеховском приеме: более всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Варя ждет простой и логический хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых подходит ему лишь она. Варя, значит, должен женить. В Вары даже мыс-ли не возникает иначе глянуть на ситуацию, подумать, или любит ее Лопахин, или интересная она ему? Все Варины ожидания основаны на разрешительных пересудах о том, что этот брак был бы удачный!
Казалось бы, Аня и Петя Трофимов является надеждой автора на будущее. Вокруг Пети Трофимова группируется романтический план пьесы. В него монологах много общего с мыслями лучших чеховских героев
С одной стороны, Чехов только и делает, что ставит Петю в смешные положения, постоянно компрометируя его, снижая его образ к предельно негероическому - «вечный студент» и «облезлый господин», которого Лопахинпостоянно останавливает своими ироническими замечаниями. С другой стороны, мысли и мечты Пети Трофимова близкие собственным умонастроениям Чехова. Петя Трофимов не знает конкретных исторических путей к хорошему жизни и его совет Ани, которая разделяет его мечте и предчувствие, по меньшей мере наивный. «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и идете. Будьте свободные, как ветер». Но в жизни назрел коренной перелом, который предчувствует Чехов, и не характером Пети, степенью зрелости его мировоззрения, а обреченностью старика определяется неотвратимость
Но разве может такой человек, как Петя Трофимов, изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой других могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует, он вообще ведет себя как-то нелепо. Аня еще слишком молодая. Она никогда не поймет драмы матери, а самая Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Аня вообще еще мало знает жизнь для того, чтобы ее изменить. Но Чехов видел силу молодости именно в воле от предубеждений, от футлярности мыслей и чувств. Аня становится единомышленницей Пети, и это усиливает звучный в пьесе мотив будущего прекрасного жизни
В день продажи имения Раневская затевает совсем неуместный с точки зрения здорового толка балл. Зачем он ей нужен? Для живой Любови Андреевны Раневской, что теребит сейчас в руках мокрый платок, ожидая возвращение брата из торгов, этот бессмысленный балл важный сам по себе - как вызов повседневности. Она вырывает в будней праздник, хватает от жизни и миг, который способен протянуть нить квечности.
Имение продано. «Я купил!» - торжествует новый хозяин, гремя ключами. Ермолай Лопахин купил имение, где дед и отец его были рабами, где их не пускали даже на кухню. Он уже готов хватить топором по вишневому саду
Но в высший момент торжества этот «интеллигентный купец» неожиданно чувствует стыд и горечь что свершились: « ОБ, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». И становится ясно, что для вчерашнего плебея, человека с нежной душой и тонкими пальцами, покупка вишневого сада, в сущности, «ненужная победа».
В конечном итоге, Лопахин - единый, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реальный этот план, прежде всего поэтому, что Лопахин понимает: в бывшем виде сад сохранить нельзя, время его пошло, и теперь сад можно сохранить, лишь переустроив согласно требованиям новой эпохи. Но новая жизнь означает, прежде всего смерть бывшего, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту мира, который гибнет
Итак, основной трагизм произведения составляется не только во внешнем действии пьесы - продажи сада и имения, где многие из действующих лиц провели свою молодость, с которым связанные их лучшие воспоминания, но и во внутреннем противоречии - неспособности тех же самых людей что-нибудь изменить для улучшения своего положения. Постоянно ощущается эта бестолковость событий, которые происходят в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и Рощ с их благосклонностью к старым предметам, бессмысленная Епиходов, а Шарлотта Ивановна самая олицетворение ненужности в этой жизни
Последний акт, как всегда у Чехова,- момент расставания, прощание с прошлым. Печального для старых хозяев « вишневого сада», хлопотного для нового дельца, радостного для молодых душ из них безоглядной блоковской готовностью отринуть все - и дом, и детство, и близких, и даже поэзию « соловьиного сада» - ради того, чтобы с открытой, свободной душой крикнуть: «Здравствуй, новая жизнь!» Но если с точки зрения социального завтра «Вишневый сад» звучала как комедия, то для в свое время - как трагедия. Две этих мелодии, не сливаясь, проступали в финале одномоментно, рождая сложный трагикомический результат произведения
Молодые, весело, призывно перекликаясь, убегают вперед. Старые люди, как старые вещи, сбились в груду, о них спотыкаются, не замечая их. Подавляя слезы, бросаются друг к вторая Раневская и Рощ. « О моем милом, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Но музыка прощания заглушается «стуком топоры по дереву, которое звучит одиноко и грустно». Затворяются ставни и двери. В пустом доме остается не замеченный в суете больной Фирс: «А человек-то забыли...» Старый один в запертом доме. Слышится «точно с неба звук струны, которая лопнула,», и в тишине глухо стучит топор по дереву. Символика « Вишневого сада» говорила о приближении грандиозных социальных катаклизмов и изменению старого мира. В этом произведении отраженные проблемы дворянства, которое идет в прошлое, буржуазии и революционного будущего. При этом Чехов по-новому изобразил главный конфликт произведения - конфликт трьохпоколинь.
Сюжетные линии пьесы Чехова «Вишневый сад»
Комментариев нет:
Отправить комментарий