понедельник, 27 апреля 2015 г.

Лирика трубадуров. Королева средневековой литературы

Провансальская лирика имела строго регламентированные жанры. Некоторые из них имели связь с народнописенною творчеством. Так, альба, которая воспевала горечь разлуки на рассвете, связанная с народными свадебными песнями. Для наиболее распространенного жанра поэзии трубадуров - канцоны, любовной песни (прованс - песня), характерные так называемые “весенние запения” (поэт начинает свою песню из описания весны, щебетание птиц, первых цветов, - эти традиционные запения взяты из народной лирики). Трубадуры высоко ценили литературное мастерство. Они соревновались в создании новых стихотворных форм, поскольку хотели быть виртуозами в поэзии (обратимся к значению слова создавать, находить, изобретать). Кроме жанров, которые имели фольклорные корни, трубадуры разработали: пасторали, в которых рыцарь добивался любовь хорошенькой пастушки; сирвенти, где принадлежало обсуждать политические вопросы; тенсони, предназначенные для философских виступивтощо.


Трубадуры вошли в историю средневековой литературы как первые куртуазные лирики Европы. За ними идут поэты других европейских стран. Среди них видное место занимают немецкие миннезингери (”певца любви”).


Как свидетельствуют напивлегендарни биографии этого провансальского поетатрубадура, составленные в XIII столетии, он был благородным человеком, правителем Блайи, принимал участие во второму крестовом походе. С именем Джауфре Рюделя связанная одна из популярнейших в европейской литературе легенд о высокой любви. За этой легендой, он влюбился в графиню Триполитанську, ни раза не бачивши ее, а лишь услышавши о ее красоте и добропорядочности от паломников, которые возвращались с Антиохии. В ее честь Рюдель написал много песен. Чтобы увидеть графиню, он отправился в крестовый поход, но. во время морского путешествия смертельно заболел и был доставленный моряками до одной из триполитанських таверн. Об этом узнала графиня и пришла, чтобы увидеть его. Знаменитый рыцарь умер на руках у своей возлюбленной. Графиня похоронила его с большими почестями в храме, а самая постриглась у монахини, настолько за нимсумувала.


Рюдель со своими мотивами “любовь на расстоянии” еще больше развил тему куртуазного любви. Эта любовь - идеальное, чистое, благородное, недосягаемое. К нам дошло всього 6 песен поэта. Легенда о Джауфре Рюделя привлекала таких знаменитых поэтов и писателей, как Петрарка, Едмол Ростан, Гейне


Воспевая Прекрасную Даму, трубадуры соблюдались любовного кодекса, согласно которому она была украшением земли и царствовала в сердце влюбленного поэта. Как ювелир, который любуется редчайшей коллекцией драгоценных камней, возьмет то один самоцвет, то другой, так и поэт в стихе перебирал драгоценные черты своей повелительки. У нее волосы сияет золотом, лучистые глаза, лоб - “билише от лилеи”, румяные щеки, красиво очерченный нос, маленький рот, пурпуровые губы, руки с тонкими и длинными пальцами, утонченные брови, “зубы ясниши от жемчуга”.


Бертран де Борн - представитель средневековой провансальской поэзии трубадуров. Уроженец Лимузена, где не прекращались междоусобные войны больших феодалов как друг с другом и со своими вассалами, так и со своим сюзереном - герцогом Аквитанським (в эпоху поэта - королем английским Генрихом II). Будучи небогатым бароном, который горько оплакивал невозможность вести большую войну за неимением средств, Бертран де Борн был и в жизни, и в литературе ярким выразителем идеалов феодального рыцарства. Война как достойное проявление рыцарской отваги и как источник обогащения для рыцаря составляет главный предмет лирики поэта, в которой мотивы любви ( то есть согласно куртуазному кодексу, прославление жены другого сеньора) занимают совсем незначительное место


Любимая форма произведений Бертрана де Борна - сирвенти, полемические песни. Поэт то засыпает жгучими укорами ленивых феодалов, жизнь яких, по его мнению, достойное ломбардського ростовщика, то высмеивает скупость сеньоров, которые жалеют денег на войны, то изображает сложные политические интриги в свое время, давая волю своему остроумию в обидных прозвищах, которыми он наделяет политических противников (например, король Ричард Львиное Сердце фигурирует в сирвентах где Борна под прозвищем Такини). Поэт изображает яркие картины средневековой войны, которая, по его словам, “делает щедрыми найскупиших сеньоров”. Война в него мастерских стихах часто приобретает характер веселихтурнирив.


Вокруг имени где Борна существовало многому легенд, которые рассказывали о его участие в многочисленных войнах короля Генриха II со своими сыновьями. Через несколько десятилетий после смерти поэта большой итальянец Данте использует одну из таких легенд в своей “Божественной комедии” и “поместит” Бертрана де Борна в ад за то, что он якобы поссорил короля Генриха с одним из него синив.


Образ де Борна надышал многих европейских поэтов. Он стал героем стихов немецкого поэта XIX столетие Г. Гейне, главным героем романа современной российской писательницы К. Хаецькой “Бертран из Лангедока”.



Лирика трубадуров. Королева средневековой литературы

Комментариев нет:

Отправить комментарий