Олесь Гончар — сложная фигура в украинской литературе. Он не боялся откликаться на найсуперечливиши проблемы, которые ставил время, поэтому его произведения оставляют неоднозначное впечатление. Сложные проблемы бытия человека в обществе нашли свое воплощение в романе «Собор», судьба которого сложилась непросто. Определенная публицистичнисть романа заостряла поставленные проблемы, поэтому автор испытал гонений за свое произведение. Роман был написан в 1963-1967 годах. После выхода в мир его сразу же раскритиковали, потому что затронутая автором проблематика — пестование духовности, экологический вопрос, осуждение карьеризма — не могла быть до вподоби многим функционерам, наделенным властью. В романе вслух было сказано о многочисленных общественных неурядицах- и в этом его большое общественное значение. Теперь, когда возможность высказаться — это право каждого, актуальность проблематики все же остается важной. Новые общественные реалии не мешают видеть то найциннише, что содержит произведение: всечеловеческий призыв к пестованию соборов собственных душ. А именно это чуть ли не найактуальнише в наше прагматическое время, когда культ материального начинает вырастать ко всепоглощающим размерам. Во все времена люди по-разному относились к жизни, духовным ценностям и материальным вигод, шли неодинаковыми путями к своей цели. Но неизменно всем этим людям нужна была вера, которых бы форм не приобретал ее символ. Без веры человек теряет ту жизненную опору, которая дает силы и делает ее существование осмысленным. Эта мысль Гончара постоянно звучит со страниц романа. Не могла критика того времени не среагировать на эту крамольную идею произведения. Тем более, что собор фигурировал в произведении и как реальное культовое сооружение. Таким образом, и буквальность, и символичнисть прочтения этого образа были не до вкуса идеологической цензуре. Надо сказать, что отношение к собору в романе О. Гончара есть тем лакмусовой бумажкой, которой автор проверяет героев произведения на справедливость и на духовное величие. Не случайно Гончар проводит историческую параллель: махновцы врываются в собор и встречают на страже знаменитого Яворницького. Здесь сражаются извечные Строитель и Разрушитель. Один бережет вечную родительскую славу и красоту, предками оставленную для будущих поколений; второму не дают покоя лавры Герострата: уничтожить созданное кем-то и этим увиковичнити свое имя. Времена меняются, а сущность борьбы остается та же. Выдвиженец Зачиплянки Володька Лебеда совсем равнодушный к собору. Снести его и на этом месте выстроить крытой рынок- такой подход к замечательной исторической памятке как можно лучше иллюстрирует мизерность Володьчиной натуры. Интересы собственной карьеры для Лебеды прежде всего. И читателю не приходится удивляться, что такой человек, который ничем не пренебрегает для удовлетворения собственных нужд, отдала отца в дом престарелых, чтобы сбыться лишних хлопот. Следует сознательно переступить моральный закон лишь один раз, чтобы подобные поступки вошли в привычку. И, наверное, лихая судьба ждала бы древний казацкий собор, если бы не чувствительные к красоте зачиплянци, которые встали на оборону этого шедевру исторической архитектуры. Но дело не только в удивительной архитектуре. Речь шла об уважении к памяти тех, чьей работой и верой сведено было собор. Иван, Вера, Николай Баглай, слепой Константина, танкист в прошлому, Єлька, Изот Лебеда, отец Володьки и еще много трударив, жителей Зачиплянки, решительно защищают собор. Все они не лишены каких-то человеческих недостатков, потому что не бывает людей идеальных. Однако всех соединяет то душевное величие, которое поднимает человека свыше серостью будней и каким-то неизвестным чувством позволяет распознать, что в этом мире тленное, а что — вечное. Всех этих защитников собора объединяет высказанная автором мысль: еще неизвестно, какие соборы оставим по себе мы, итак никто не давал права уничтожать то, что оставили нам в наследство. В высокое небо стремительно поднимаются купола величественного храма. Они несут свое сияние свыше дымами металлургического завода, который расположился вблизи Зачиплянки. Контрастируя своей чистотой с этими позорными рукотворными тучами — досадным следствием людской деятельности — собор стоит живым напоминанием о том, что каждому человеку належигь оставить свой хороший нужно на земле. Горько думать, что таким следом может оказаться отравления и уничтожение прадедовского края
. Значительно лучше, если бы о величии человеческого рода, о силе и красоте его духа свидетельствовали Соборы, нетленные храмы, которые давали бы воодушевление и лелеяли бы гордость за предкив у грядущих поколений.
Идея духовного богатства человека в романе О. Гончара «Собор»
Комментариев нет:
Отправить комментарий