В 1841 году в альманахе «Ласточка» увидела мир повесть Г. Квитки - Основъяненка «Несчастная Оксана».Это произведение было высоко оцененное Т. Шевченко, П. Кулишем, В. Далем, О. Потебней. Что же покоряло в нем известных писателей и языковедов? Конечно ж, соответствие христианской морали, то есть найблагороднишим человеческим идеалам. «...Ставя за первейшую повинность натуры людской моральную чистоту, личную правдивость и доброту,- писал С. Ефремова,- Квитка и искал образцов этого в людях...»
Образ главной героини повести Оксаны, ее судьба и представляют собой сгусток морально-этических проблем, которые решаются автором с чрезвычайным мастерством. Оксана, дочь сельской вдовы Веклы Медведицы, полюбила капитана, который вместе с солдатами пришел в их село на постой. Начало произведения напоминает нам поэму Т. Шевченко «Екатерина». В письме к Кобзарю 23 октября 1840 года Г. Квитка-Основьяненко писал: «Списал и я «Несчастную Оксану», вот точь-в-точь как и Ваша «Екатерина»... Как то мы одно думали о бедных девушек и о бузовирних москалив». Так, тема произведения перекликается с поэмой Т. Шевченко, но к показу дальнейшей судьбы героини Квитка подошел из гуманистичнихпозиций.
Поверив у любовь капитана, Оксана убегает с ним, бросивши на произвол судьбы мать. Позднее, узнавши о намерении капитана выдать ее замуж за денщика или проиграть в карты, в душе девушки возрастает чувство ненависти к предателю. Именно из этого момента автор переходит к изображению не только социально-бытового конфликта, ай с чрезвычайным мастерством раскрывает психологический залог героини. Оксана, доведен до отчаяния, понимает свое моральное падение, ее подавляет чувство вины перед матерью. 1, самое главное, предпочитает принять которую угодно епитимью, чтобы получить Бог и человеческое прощение. В отличие от Екатерины Оксана задумывается над судьбой маленького сына. Кстати, к пониманию собственной ответственности она проходит определенный путь нерешительностей. В страшном психологическом залоге, близкому к сумасшествию, она находит виновника собственной трагедии — сына. «Оно не дитя мне, оно ураг мой... Тут, в канаве, выкопаю ему хорошенькую ямку, положу его дорого... и вместе землей и засыплю, и гробик выведу; оно и не зчуеться, будто заснет... Пусть копитан ськае своего сына!..» Но ребенок, проснувшись, выводит женщину из этого ужасного залога. Это было воскресением героини. Началом нового жизни. Г. Квитка-Основьяненко трогательно описывает сцену, как малый Митрик, протягивая ручонки к мамочке, забелькотив: «Мама!.. Мама!.. Бозя!..» Самое последнее слово и стало той магической силой, которая возвратила героиню к действительности, к осознанию материнской обязанности. Собственная трагедия уступила местом естественной силе духу женщины
Пройдя нелегкий путь жизненных испытаний, Оксана стала сердечнишою в отношении к людям. Поэтому слово «несчастная» в названии произведения можно расценивать двояко. В этом слове — и трагедия женщины, и возрождение лучших черт, которые присущий украинкам. Повесть заканчивается счастливо. Петр, обычный сельский парень, в своих чувствах к Оксане, ее матери, Митрика поднялся к вершинам истинной любви, выявляя истинное душевное благородство. По моему мнению, в сравнении с «Екатериной» Т. Шевченко повесть Г. Квитки - Основъяненка имеет более умеренный характер, потому что приближенная к подъему найблагородниших людских идеалов. В 1918 году, репрессированный позднее литературовед Василий Бойко писал: «Мораль Квитки — общечеловеческая мораль, мораль христианская, которая еще не стала трюизмом, а полная глубокого значения для каждого человека во все времена». Именно это и определяет интерес к произведению нашихсучасникив.
Утверждение общечеловеческой морали в повести Г. Квитки - Основъяненка «Несчастная Оксана»
Комментариев нет:
Отправить комментарий