Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая из первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития естественного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, большого и значительного поэта первой половины нашего столетия. Все в ее личности и в ее поэзии ( для нее это неразрывное единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, которые властвуют литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Со страстной убежденностью она утверждала провозглашенный ею еще в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть нет от времени, ни от среды, и именно этот принцип обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями в трагической личной судьбе
Моя любимая поэтесса М. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года:
Красной кистью
Рябина зажглась
Падали письма
Яродилась.
Рябина стала символом судьбы, тоже полихнувшей красным цветом ненадолго и горькой. Через всю жизнь пронесла М. Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она вобрала у себя мятежную натуру матери. Недаром самые проникновенные строки в ее прозе - о Пугачеве, а в стихах - о Родине. Ее поэзия вошла в культурный быт, сделалась неотъемлемой частью нашего духовного жизни. Сколько цветаевских строк, недавно еще неизвестных и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Стихи были для М. Цветаевой почти единым средством самовыражения. Она проверяла им все:
По тебе тоскует наша зала, -
Ты в тени ее видал едва -
По тебе тоскуют те слова,
Что в тени тебе я не сказала
Слава накрыла Цветаеву подобно шквала. Если Анну Ахматову сравнивали из Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Но вместе с тем, с первых же ее шагов в литературе началась и трагедия М. Цветаевой. Трагедия одиночества и непризнанности. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов «Волшебный фонарь». Характерное обращение к читателю, которым приоткрывался этот сборник:
Милый читатель! Смеясь как ребенок,
Весело встреть мой волшебный фонарь,
Искренний смех твой, так будет он звонок
И безотчетный, как встарь.
В «Волшебном фонаре» Марины Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Таруси:
В небе - вечер, в небе - тучки,
В зимнем сумраке бульвар
Наша девочка устала,
Улыбаться перестала
Держат маленькие ручки синий шар
В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви. В 1913-1915 года Цветаева создает свои «Юношеские стихи», которые никогда не выдавались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по разным сборникам. Необходимо сказать, что «Юношеские стихи» полные жизнелюбия и крепкое моральное здоровье. В них много солнца, воздух, моря и юного счастья
Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, проливается густо в гражданской войне, отторгала, отпихивала М. Цветаеву от революции:
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила
Красным был - белый стал:
Смерть победила
Это был плач, крик души поэтессы. В 1922 году вышла ее первая книга « Версты», что составляет из стихов, написанных в 1916 году. В «Верстах» воспетая любовь к городу на Неве, в них много просторную, просторную, дорог, ветра, которые быстро бегут туч, солнца, месячных ночей
В том же годе Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала возле тридцати стихов. В ноябре 1925 года М. Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. В Франции она пишет свою «Поэму Сходив» - одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что «Поэма Ступенек» - вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, потому что она хорошо знала, что найдет только здесь искренних почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали убогость и непечатания, арестованные ее дочь Ариадна и мужчина Сергей ефрон, которых она нежно любила
Одним из последних произведений М. и. Цветаевой появился стих «Не умрешь, народ», что достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизма, прославляет бессмертие народов, которые борются за свою независимость
Поэзия Марины Цветаевой вошла, оторвалась в наши дни. Наконец-то нашла она читателя - огромного, как океан: народного читателя, которого при жизни ей так не хватало. Нашла навсегда.
В истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать достойное место. И в то же время свое - особое место. Истинным новаторством поэтического речи появилось естественное воплощение в слове мятущиеся в вечном поиске истины неспокойного духа этой зеленоглазой гордячки, «чернорабочей и билоручки».
Моя любимая поэтесса М. Цветаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий