четверг, 21 мая 2015 г.

Система образов в романе «Герой нашего времени»

Первое, на что обращает внимание читатель при чтении «героя нашего времени», - нарушение хронологической последовательности в ходе рассказа. Роман составляется из описаний разных эпизодов в жизни Печорина извне практически не связанных между собой. Начинает роман повесть «Бела», дальше надо «Максим Максимич потом - «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», тогда как в жизни главный герой сперва едет на Кавказ и встречает контрабандистов - «Тамань», потом приезжает в Пятигорск, где разворачивается действие «Княжны Мери»: за дуэль из Грушницким Печорина посылают в отдаленную прочность, где он похищает черкешенку - «Бела»; после истории с Белой герой живое некоторое время в казачьей станице, где происходят события, описанные в «Фаталисте»; в конце концов, Максим Максимич и рассказчик встречают Печорина по дороге в Персию, где он со временем умирает - «Максим Максимич».


В романе Лермонтова композиция и стиль подчинены одному задаче: как можно глубже и всесторонний раскрыть образ героя в свое время, проследить историю его внутреннего жизни, потому что «...история души людской, - как заявляет автор в Предисловии к «Журналу Печорина», - хотя из самой мелкой души, или не интереснее и не полезнее истории целого народа, особенно...когда она... писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».


Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего его самораскрытия. Вот почему роман Лермонтова четко делится на две части; каждая из этих частей имеет внутреннее единство. Первая часть знакомит читателя с героем приемами внешней характеристики. Вторая часть подготавливается первой. В руки читателя попадает «Журнал Печорина», в котором он рассказывает о себе в предельно искренней исповеди


Роман построен так, что Печорин и его история последовательно появляются перед читателем как бы из трех точек зрения. Предисловие от автора, написанная в ответ на противоречивые толки критики и включенное во второе издание книги, объясняет общий замысел, цель произведения. Потом идут дорожные записки автора, повесть «Бела». Эти дорожные записки стилистически продолжают «Путешествие в Арзрум» Пушкина, опубликованное в 1836 году в пушкинском «Современнике», именно незадолго до высылки Лермонтова на Кавказ. При всей своей предполагаемой простоте, повесть «Бела» сложная и по композиции, и по стилю. Традиционная романтическая тема приобретает здесь правдивый, реалистический характер


Повесть «Бела» начинается дорожными записками. Их автор - российский офицер странствующий «с дорожной по казенной потребности», смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами российского человека: «...и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканья почтовой тройки и неравное побрякивание российского колокольчика».


Центральным в повести «Бела» есть рассказы Максима Максимича, включенный в записки странствующего офицера. Однако этот рассказ перебивается описанием Крестового перевала. Рассказ Максима Максимича осложнен и тем, что в первую его часть включенный рассказ Казбича том, как он спасался от казачий, в другу - автохарактеристика Печорина. Этой композиции повести отвечает ее стилистическая сложность


Повесть «Максим Максимич» хронологически есть последней в романе. Однако композиционно это связующее звено между новеллой «Бела» и следующими повестями, потому что в ней объяснение происхождения Записокпечорина.


Повесть «Максим Максимич» занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей «Героя нашего времени», в ней нет захватывающего авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мигов. Однако именно в «Максиме Максимиче» герой в первый и последний раз появляется перед читателем живым. В «Беле», первой повести лермонтовского романа, становится известно о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимича, а в той части романа, которая озаглавлена автором «Журнал Печорина», действует герой, которого уже нет на миру: из авторского предисловия к «Журналу» читатель узнает, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, «Максим Максимич», самая короткая повесть «Героя нашего времени», для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее предполагаемую «промежуточность».


Роль новеллы «Максим Максимич» в романе Лермонтова очень большая. Во-первых, происходит изменение рассказчиков, рассказ снова ведется от лица автора. Во-вторых, в этой главе дается полное описание портрета Печорина в него мелких подробностях. В-третьих, здесь нам более всего полно раскрывается личность Максим Максимича как человека и вторая Печорина.


Композиция «Журнала Печорина» довольно своеобразная - это как бы «роман в романе».


В повести «Тамань» показанные взаимоотношения Печорина с «честными контрабандистами». Оторвавшись в их жизнь, оно разбивает ее, но после жалеет об этом: «Мне стало грустно. И зачем было судьбы бросить меня в мирный круг честных контрабандистов... я встревожил их покой и, как камень, едва лишь сам не прошел до дна».


В этой главе романа противоречивость характера Печорина довольно яркая. Лермонтов сразу сталкивает два конфликта в него жизни. Если в начале повести парень уязвимый, ищет приключений и острых ощущений, то уже через несколько страниц он признает: « Да и которое мне дело к радостям и несчастьям людских?» Эта фраза свидетельствует о вмертвиння его чувств, о безразличии, которое побеждает в нем в дуэли между двумя началами, борьба внутри героя бесконечная. Это навсегда выводит его за круг обычных людей с них бытовыми, временами мелочными интересами, ежедневностью


Повесть «Тамань» - одно из самых романтических мест в романе. Герой в описанные им событиях раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического. Печорина необычно тянет та воля, которая персонифицирует Янко, ундина, слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, морем, вне всякого закона. Это безусловно привлекает Печорина, и его поступки становятся тоже немного безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Однако этот мир не для него


В «Тамани» существует также иной мир - мир повседневного провинциального жизни. К нему принадлежит урядник, десятник. Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает в Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой окажется чужим и в мире « честных контрабандистов», и в мире обычных людей


Повесть «Тамань» не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне, давая строгую оценку себе и своему поступкам


Новелла «Княжна Мери» построенная из дневниковых записей - это почти ежедневная летопись жизни Печорина, что не интересуется «общими вопросами». Он пишет о своих чувствах, мысли, о своем обращении и о поступках. В «Княжне Мери» Печорин выступает перед читателями не только как мемуарист-рассказчик, но и как автор дневника, журнала, в котором точно фиксируются его соображения и впечатление. Именно в этой повести более всего глубоко показанные безвыходное отчаяние, трагическая безнадежность Печорина, умного и одаренного человека, искалеченного средой и воспитанием


Вопрос назначения, судьбы, единоборства человека с судьбой - основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвященная завершающая глава «Фаталист», в которой Печорин старается создать некоторую «модель судьбы». Или существует или преимущество ни и если «так», то какие границы самостоятельности личности, - все это волнует Печорина, потому что ответ на этот вопрос даст ключ к разгадки людской натуры и сможет, в конце концов, объяснить Печорину его собственную душу и судьбу. Это самая философская глава вромане.


Новелла «Фаталист» состоит из трех эпизодов, которые являются продолжением возникшие среди офицеров споры о существовании предопределения, предуготованной через судьбу. Таким образом, особенность построения «Героя нашего времени» в том, что в произведении не совпадают сюжет и фабула. Лермонтов возбуждается естественную хронологию событий для того, чтобы постепенно ввести читателя во внутренний мир Печорина, героя в свое время, которое в результате раскрывается именно в последних трех главах романа через дневник главного героя. Итогом философских соображений Печорина, а также и Лермонтова - его творца, становится заключительная глава произведения - «Фаталист», что несет в себе важные и многом итоговые умозаключения Печорина.



Система образов в романе «Герой нашего времени»

Комментариев нет:

Отправить комментарий