среда, 29 апреля 2015 г.

Життеподибний сюжет и философсько-символическое содержание повести-притчи Е. Хемингуея «Старик и море»

Повесть «Старик и море» — один из последних завершенных произведений легенды американской литературы Ернеста Хемингуея, своеобразный итог творческих поисков автора. Литературоведы определяют жанр это произведения как повесть-притча, то есть произведение, которое рассказывает о судьбе и определенных событиях жизни героя, но этот рассказ имеет аллегорический характер, глубокое моральное и философское содержание. Повесть тесно связанная со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его раздумья о смысле жизни. Сюжет ее можно пересказать в нескольких предложениях. Живое одинокий старый рыбак. В последнее время рыболовецкий характер, как и люди, покинула его, но старик не кажется. Он снова и снова выходит в море, и вот наконец ему везет: на наживу поймалась огромная рыба, несколько суток длится борьба старика и рыбы, и человек побеждает, и прожорливые акулы нападают на добычу рыбака и уничтожают ее. Когда лодка старика пристает к берегу, от красавицы-рыбы остается лишь остов. Обессиленный старик поворачивается в свою бедную хату


Однако содержание повести значительно более широкое и более богатый. Хемингуей уподоблял свои произведения айсбергу, который лишь на небольшую часть виднеется из воды, а сдача скрыта в океанском пространстве. Художественный текст — та часть айсбергу, которую видно на поверхности, и читатель может лишь догадываться, что писатель оставил невысказанным, отдал на толкование читателя. Поэтому повесть имеет глубокое символическое содержание


Уже самое название произведения «Старик и море» вызывает в читателя определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, тленное и вечное, безобразное и прекрасное и т.п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы


Старый символизирует человеческий опыт ъи вместе с тем его ограниченность. Рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт в старого. И когда рыболовецкий характер побросает героя, родители запрещают мальчику выходить с ним в море. В поединке с рыбой старому очень нужна помощь, и он жалеет, что рядом нет мальчика, и понимает, что это закономерно. Старость, думает он, не должна быть одинокая, и это неизбежно.


Тема одинокости человека раскрывается автором в символических картинах утлой лодочки на фоне безграничного океана. Океан символизирует и вечность, и непреодолимую естественную силу. Старик победил прекрасную рыбу, но океан не отдал ему добычи, акулы съели ее. Хемингуей уверен, что человека можно уничтожить, но невозможно победить. Старик довел свою способность противостоять природе, он выдержал тяжелее всего в своей жизни испытания, потому что, несмотря на одинокость, он думал о людях (воспоминания о маленького мальчика, их разговоры о выдающегося бейсболиста, о спортивных новостях поддерживают его в момент, когда силы его почти покинули).


В финале повести Хемингуей затрагивает также тему недоразумения между людьми. Он изображает группу туристов, которые пораженные только размерами остова рыбы и совсем не понимают трагедии старика, о которой старается рассказать им один из героев


Символика повести сложная, и каждый читатель согласно своему опыту воспринимает это произведение



Життеподибний сюжет и философсько-символическое содержание повести-притчи Е. Хемингуея «Старик и море»

Комментариев нет:

Отправить комментарий