четверг, 23 апреля 2015 г.

Человек и природа в романе «Собор»

Олесь Гончар в своем романе «Собор» нарушил наиболее актуальные проблемы в свое время, в частности, и проблему экологии. Но не только констатация этой проблемы есть в романе: в нем усматриваем и определенное пророчество относительно ухудшения экологической ситуации в будущем. И на самом деле, вопрос природных ресурсов, загрязнение окружающего среды стоит сейчас чрезвычайно остро. Конечно, в наше время ведутся разработки относительно уничтожения плохого влияния промышленности на естественные богатства, разработки альтернативного топлива и т.п., но экологическая ситуация неустанно ухудшается, она становится проблемой всех. Итак, если мы можем сделать пусть наименьший взнос в спасение нашей природы, мы имеем это сделать


Как разрабатывает Олесь Гончар проблему экологического кризиса в своем романе? Прежде всего, эта проблема воплощается в обиде Володьки Лебеды, также и через изображение заводов, промышленности


Вспомним, как относились наши пращуры к природе. Они усматривали в каждом листочке, в каждом цветочке живую душу, они верили у духов природы, которыми было населено все вокруг них: лешие, домовые, мавки и водяные были постоянными спутниками народного жизни. Конечно, в XXI столетии, ровно как и в XX, в котором «жил и создавал» Володька Лебеда, не осталось места для подобных народных верований, потому что жизнь целиком автоматизированная, преисполненное техникой и новейшими технологиями. Володька хочет менять природу, осушать плавные, «реформировать» и превращать все вокруг. Наши далекие пращуры, хотя и пользоваться природными ресурсами, никогда бы не решились на такое, потому что побоялись бы рассердить духи природы, водяных и лисовикив... Сознательные люди нашего времени уже, разумеется, не верят в это, но от того народного сознания сохранили понятие гармонии, естественного хода вещей, высшего замысла и высшего порядка. Володька не понимает этого, для него не существует гармонии в природе, он верит в неограниченность людской власти над миром растений и животных, веру в эту всесильнисть он черпает с веры в техническое развитие, которая многим в наше время заступила истинную веру


На самом деле, ощущение вторжения машин и техники в человеческую жизнь, хотя и вызывает у некоторых людей гордость за развитие технического потенциала человечества, в большинстве служит причиной печали и ощущение обреченности, отчаяния — из-за того, что мир стремительно развивается в какому-то неизвестному, неконтролируемому направлению. И простому человеку, который далекий от технических инноваций, уже нет места в этом мире, потому что нет куда деться от посягательств цивилизации


Беспрерывное развитие науки, который имел место на протяжении XX столетие, присущий и нашей современной жизни. Это развитие пагубно влияет не только на природу, но и на людей. Человек приобретает веры в свою всевластность, в то, что она может влиять на природу, все переработать под свои собственные нужды. Но вместе с тем человек ощущает себя подчиненной, страшное оружие несет угрозу всему человечеству, а загрязнение воздуха и окружающего среды, уничтожение нетронутых островков дикой природы сопровождает человека даже в повседневной жизни


Нам хорошо известные утопические проекты относительно поворота рек, разработки новых месторождений и земель, строительства фабрик и любых промышленных, предприятий в заповедных районах. Это началось еще в XX столетии, прошло несколько десятков лет, но «эксперименты» с природой длятся


Мы пережили страшную экологическую катастрофу — Чернобыль, мы знаем, какой плохой есть экологическая ситуация в современной Украине. Я надеюсь, что это научит нам и нашим потомкам заботливого отношения к богатствам нашей природы и исправления ошибок прошлого, не только сохранение природы, но и улучшение ее залога, подорванного немудрым использованием ее богатств



Человек и природа в романе «Собор»

Комментариев нет:

Отправить комментарий