вторник, 3 марта 2015 г.

Произведение «Обломов - его сущность, характер и судьба»

Обломов - его сущность, характер и судьба. (За романом и. А. Гончарова «Обломов».) и. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и «Обломов» - одно из ярчайших. В романе затронутые почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многому вопросов. Без сомнений, наиболее интересным чином романа является образ Обломова. Кто он? «Господин», - без капли сомнения говорит Захар. Господин? Так. Но который? Из первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный самым автором. Первое впечатление нельзя назвать видштовхуючим, оно, быстрее удивляет, особенно слова о том, что «… лежание у Ильи Ильича.. было нормальным состоянием», и это-то у человека « лет тридцати три^-трех-три-троих-двух-трех от рождения», в самом расцвете сил! На фоне Штольца, Тараньтьева, Волкова он выглядит по меньшей мере удивительно.


Но это только на первый, поверхностный взгляд. Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана к высотам Олимпа по мере того, как мы подходим до конца романа. Он возникает абсолютно другим человеком, намного больше приподнятым, чем в самом начале. Так кто он на самом деле? Чем же он живет? … Уже много лет Илья Ильич живет в грязной квартире на Гороховий улицы - он живет … Уже много лет ходит в халате и широких туфлях - он живет. Уже много лет видит свет через грязное стекло - он живет! Значит, все это - просторная одежда, диван, пыль - и есть его идеал? Извне так. Но, на мой взгляд, намного важнее человек как личность, человек «изнутри». Да и сам он сознается в этом: «Человека, человека давайте мне!»


Он любит людей, но далеко не всих тих, кто обращается в высшем мире. Разве, с точки зрения лежачего философа, это люди? Разве это жизни? «Или я не понял этому жизни, или она никуда не годится», - говорит он. Если ко всему этого добавить еще и мягкость, которая отличает Илью Ильича, то перед нами возникает идеал морального мира человека. Людям с такими убеждениями надо управлять государствами, воплощать у жизнь реформы, а не лежать на диванах. Но Обломов поступил прямо противоположным образом, потому что в нем нет сил для того, чтобы осуществить то, о чем он думает, виднеется. Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что Илья Ильич сам осознает свою трагедию, сам ощущает, что «… уже не выбраться ему, кажется, из глуши и дичи на прямую тропу». Нет ничего худшего и труднее сознания собственного бессилия. Учитывая все сказанное, Обломов для меня не просто какой-либо образец лени. Он в сто крат лучше за всех судьбинских и Волкова вместе взятых. Но, по-моему, такую душу ни в коем случае нельзя скрывать под домашним арестом, тем самым гася ее. такую душу надо раскрыть, вынести за свои собственные рамки, чтобы она светилась и сияла, принося пользу и радость всем окружающим. Где-то и когда-то в своей жизни Обломов был оттерты от этого пути. Может быть, когда был чрезмерно охраняют в детстве, может быть, когда смалодушничал на службе. Но то положение, которое занимает главный герой в романе, в любом случае лучшее положение представителей высшего мира. Наблюдая за рассказами за жизнью и деятельностью других людей, Обломов задает вопрос: «Когда же жить?». и он живет, но живое по-своему, размышляя, но ничего не делая. В этом и состоит, на мой взгляд, сущность того, что Штольц назвал « обломовщины»: человек думает, размышляет, строит самые большие гуманистические планы, но как быстро дело доходит до воплощения у жизнь, его одолевает элементарная линь, и он остается пассивный. Илья Ильич живое самое таким образом, и он по - своему счастливый. Безусловно, кажется странным, что человек, который получил блестящее образование, не может связать в письме двух слов. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломова з детства


Еще бы! Для человека, который считает за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма - верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а работа и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате. Но все же таки что-то есть в Обломова, что заставляет того же Штольца ездить к нему после громких раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея у Ильи привлекает, прежде всего, на мой взгляд, его душа, чистая, открытая, блестящая. Душа, о которой знали кроме Штольца лишь Захар так намного больше Ольга. Обломов вообще отличается от всего высшего общества, к которому он, без сомнения, принадлежит, своим взглядом на него. Он смотрит со стороны, тщательно анализируя все события. Он способен строить такие глубокие заключения, которые Штольц невольно выкрикивает: «Ты философ, Илья!» В таком контексте Обломов совсем не выглядит исчезнувшим мужчиной. Что же надо Ильи Ильичу? Так, ему хочется, чтобы во всем мире настал покой, неторопливость, как уже давно состоялось в нем самому. А все то, что происходит вокруг него - «это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, которая рассказала природа целью человеку …» Обломовщина появилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как нам не казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда он встал - на свой диван. Ощутив все напряжение такой необыкновенной для него жизнь, столкнувшись с лицемерием великосветских лиц, Илья Ильич уже не мог надеяться нет на что, кроме возвращения «к истокам». На него вкус, лучше весь свой возраст пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней


Итак, сквозь Обломова - лежебоки видно и Обломова - философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, за всеми статьями принадлежит к высшему обществу, было очень тяжело сохранить чистоту, не подвергнуться общему влияния. Чтение романа и. А. Гончарова вызвало во мне самые разные чувства относительно главного героя. Я с радостью вижу светлую, искристишу душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и линя, которые не дают широкого применения морально сильной натуре, которой есть натура Ильи Ильича. По всей видимости, вся судьба Обломова - думать, думать и … ничего не делать. На окончание хотелось бы сказать, что характер и сущность Обломова можно рассматривать как глубоко национальные. Уже много столетий мы все думаем, думаем, смотрим по сторонам: « Как там, в них?», Но мало что делаем. Остается только надеяться, что мы избежим судьбы Обломова, этого российского философа-лежебоки, и, хотя и с чистой душой, не умрем где-нибудь на окраине, среди курятников и капусты



Произведение «Обломов - его сущность, характер и судьба»

Комментариев нет:

Отправить комментарий