понедельник, 27 апреля 2015 г.

Правда о войне в романе Л. Г. Толстого «Война и мир»


«Война и мир» - Российская национальная эпопея, в которой нашел отображение национальный характер российского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг.. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, а и частная семейная жизнь. Для самого Л. Г. Толстого одной из него главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семени - это образ воспроизведения и лучшее средство воспитаться в человеке моральные основания, развить его таланты. Семья - это передача опыта поколений, своеобразность наций


«Мысль семейная» впервые серьезно была затронутая Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития « мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г. В романе «Война и мир» описанная жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагин.


Болконские и Ростова - это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Мария и Андрей Болконський, Наташа - Любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаеми писателем трем основным испытаниям: светского жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном объединении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную». В семье Ростовых было принято не боятся высказывать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из наиболее гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме властвовала обстановка общей любви и доверия. Любовь связывает всех члены семьи. Она проявляется в чуткости, внимания, сердечного близости. В Ростове все искренне, идет от души. В этой семье властвуют приветливость, гостеприимность, гостеприимность, хранятся традиции и обычае российского жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несут никаких духовных ценностей. Именно поэтому их тянет к семье Болконских, что несут в себе моральные и духовные ценности


В семье Болконских властвует спартанская обстановка. Здесь не приняты плакаты, здесь не любят гостей, все здесь подчинен ум. Это древний аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она абсолютно глупая. Однако у княжны побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, - награда за страдания. Князь Андрей - это образ истинного мужчины: волевой, сильный, практический, просвещенный, по мере чувствительный


Две этих семьи образовывают как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образовывают гармонические пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай - княжна Маръя. То же самое должно было состояться между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконського мешает этому. Ростов и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагин. Курагин - это символ деградированной семьи, семьи, в которой материальный интерес относится выше духовного. Члены этой семьи возникают перед нами во всей своей никчемности, вульгарности, бездушность, корыстолюбии. Курагин живут искусственной жизням, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Елен и Анатоля главное в жизни - удовлетворение своих ницих желаний. Они полностью оторваны от народного жизни, живут в блестящем, но холодном миру, где все чувства искаженные. Князь Василий восхищен светскими делами настолько, что потерял всякую человеческую сущность. За Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены гибнут. С Курагиним можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в наследовании другим. Их девиз - « как в других». Этой семье будут даны дети, но они наверное будут моральными уродами


Идеалом гармонической семьи становится пара Наташа Ростова - Пъер Безухов. Все духовные поиски Пъера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и морально. Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи ростових и Болконских, что воплощают в себе искренность чувств и высокую духовность


Центральное событие романа «Война и мир» - Отечественная война 1812 г., что всколыхнула весь российский народ, которая показала всему миру его мощь и силу, которая выдвинула простых российских героев и гениального полководца, которая раскрыла в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель реалист: в трудных работах, крови, страдание, смерти. Вот картина похода перед боем: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, которые мешали команды, телеги, парки, артиллерию … со всех сторон, позади и впереди, пока хватал слух, слышались звуки колес, грохот кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, вопли поторапливаний, бранное слово солдат, денщиков и офицеров … Солдаты, утопая по колено в грязи, на руках подхватывали орудие и фуры … Читая описание, Мы ощущаем огромное напряжение человеческих сил, тяжесть работы, которая доходит до границы усталость


А вот сложная и многоцветный картина Шенграбенского битвы: «Пехотные полки, застигнутые неожиданно в лесу, выбегали из леса, и рты, смешиваясь с другими ртами, шли беспорядочными толпами …» Ощущается хаотичность бегства российской армии, «… но в эту минуту французы, которые наступали на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад … и в лесу сдались российские стрелки. Это была рта Тимохина … Бегущие вернулись, батальоны собрались, и французы были … оттесненные ». В другом месте «дерзко стреляли четыре никем не защищенные пушки» под командованием штабс капитана Тушина. Здесь было перебито значительное число солдат, убитый офицер, разбитые две пушки, билась коня с перебитой ногой, а артиллеристы, забыв всякий страх, били французов и производили поджог занятую ими село. В этом бое, равно как и в атаке роты Тимохина, ничего не было особенно эффективного и ничего показного, люди здесь просто исполняли свой долг, не думая о том, что они герои. После боя «в темряви будто текла невидимая пасмурная река … Вообще гули с за всех других звуков яснее всех были слышные стоны и голоса раненых … Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, который окружал войска. Их стоны и мрак этой ночи - это было одно и то же ». Война несет людям страдания и смерть. Начатая с агрессивными целями, она ненавистная и отвратительная Толстому. Справедливая же война может быть вызвана только безусловной необходимостью. Шенграбенское бой нужно было для спасения попала в трудное положение российской армии. Со стороны российских Отечественная война 1812 г. была справедливой. Враг вступил в границе России и продвигался к Москве. Неизвестный солдат, высказывая общую мысль россиян, сказал Пъеру, что они на врага «всем народом навалитися хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят ».


Самым большим проявлением российского патриотизма была Бородинская битва, в которой российское войско одержало победу над французами: «российские держатся на своих местах и вырабатывают адский огонь, от которого тает французское войско». «Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят», - доносили адъютанты Наполеону. И Наполеон ощущал, « как страшный размах руки падал очаровательно бессильно». В эпизодах романа, посвященных борьбе народа за свою национальную независимость, нет места театральных эффектов и красивым фразам. « Со времени пожара Смоленска, - пишет Толстой, - началась война, не подходящая под никакие бывшие пересказы войн. Сожжение городов и сел, отступление после битв, удар Бородина и снова отступление, пожар Москвы, лов мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это были отступления от правил ».


Многие из этих разделов можно отнести и к Отечественной войне, Не меньше, а даже и больше жестоко отступала от правил. Но, как и в войне 1812 г., так и в Великой Отечественной войне российский народ выстоял, «ломака народной войны» уничтожило нашествие



Правда о войне в романе Л. Г. Толстого «Война и мир»

Комментариев нет:

Отправить комментарий