пятница, 24 апреля 2015 г.

Трагедия родного края в драме Леси Украинки "Боярыня" (6)

и все-таки к тебе мысль польется,


Мой погубленный, несчастный краю,


Как я тебя вспомню,


В груди сердце из тоски-сожаления гибнет


По моему мнению, мало кто так пылко любил свой народ, свой родной край, как любила его Леся Украинка. Недаром и псевдонимом своим взяла она имя народа, назвалась его дочерью. Во многих ее поэзиях видлунюе боль сердца за родной растерзанный край


И особенно ощутила я трагедию большой патриотки в драме "Боярыня". В ней писательница обращается к наиболее трагичный страницам истории Украины — времена Руины. Она по-своему оценивает Переяславскую Раду, показывает, как Москва возбуждается соглашение, заключенное Б. Хмельницким и российским царем 1654 г.


Чему же Леся Украинка обратилась к событиям XVII столетие? Я думаю, что она считала "большой руиной" и время, когда самая жила: перечеркивалась история Украины, пренебрегалась культура (а язык даже запрещался), подкупалась украинская интеллигенция...


Чтобы разбудить своих земляков, возродить их национальную память, писательница и пишет эту драму


Действующие лица в ней, кроме гетманский, не исторические. Возбуждаясь актуальный вопрос о национальной пассивности — измену, Леся Украинка показывает в произведении разные характеры украинцев, их взгляды и поведение в это сложное время


Из первых страниц драмы я ощутила симпатии и антипатии поэтессы. Семья украинского казака Алексея Перебойного вболивае за судьбу родного края, который попал в зависимость от Москвы. Принимая у себя сына покойного товарища-казака (сейчас московского боярина Степана), старый Перебойный не разделяет взглядов гостя. В диалоге боярина Степана и Ивана, сына Алексея Перебойного, писательница показывает разное отношения их к Переяславскому соглашению:


- На совете Переяславской мой отец,


Представивши слово за Москву,


Соблюл то слово верное. - Имел кому держать!


Лихой их прельстил давать слово


Иван считает позорным служить российскому царю, а действия отца Степана оценивает как измену, потому что поэтому было "одинаково, чьи лизать пяти, или лядськи, или московские".


В свое время молодой Степан "был в Киеве в науке при Академии", после смерти же отца, как он говорит, поехал " к матери на помощь" в Москву и там прижился... Вот поэтому взгляды Ивана и Степана сейчас целиком противоположные. Иван считает, что за свой край истинный патриот должен быть готовый на все, даже на кровопролитие. Степан, упоминая новеллу о братьев Кайна и Авеля, заявляет:


А как же могу я на Украине


Воздеть оружие так,


Чтобы не диткнути


Никогда ею брата?


Поэтесса подчеркивает: именно в том и трагедия Украины, которая ее сыны не могут прийти к соглашению, соединить свои действия. Поэтому й льются реки крови родных братьев, которые выступают за ризнихгетьманив.


Протестуя против братоубийства, что является позором украинского народа, Оксана поэтому и полюбила Степана:


Эта рука


От крови чистая...


А я сразу привернулась


К тебе сердцем за твою кротость


Женившись, Оксана с мужчиной идет на чужбину, а сердце ее разрывается из тоски по родному краю. И вот Оксана в Москве. Она боярыня, но не сторонится своих привычек,


Одежды, языки


Леся Украинка сопоставляет уже не героев, а два мира — украинский и российский. ее героиня, молодая боярыня, сразу замечает разное положение женщины: на Украине она свободная, в России — нет. Оксана, которая училась в братской школе, не может привыкнуть, что в Москве жену имеют за холопку, которая "нет здесь обычая с мужчинами пробовать при беседе". ,


Разве я здесь не как татарка


Сижу в неволе? ...


Везде пали, капчуки...


Холопов продают,


- ставит в укор она мужчине


Приводит в негодование Оксану рабское угождение, лукавость, льстивость, доносы, шпионаж


Тяжело переживает молодая боярыня судьбу родного народа, когда начинается "братоубийственная война, что Дорошенко снял на Украине", ввзяши в союзники татар. Писательница подчеркивает трагедию украинского народа, который всегда терпел бедствие от своих союзников — соседей


Оксана порывается на Украину, тоскует по ней. Она умоляет Степана послужить родному краю, пользуясь близостью к царю. И пугливый Степан боится, дрожа за свое место, за свое физическое выживание. Он даже Оксане запрещает поддерживать связь с братчицею-товаришкою, со своим родным братом. Пугая ее "дыбой", Степан доказывает, что он здесь служит своей Родине:


Вот именно


Я имею к царю суплику нести,


Что люди из Украины привезли


И Оксана не верит ему. От разлуки с родным краем, от уныния в любви и себе, от своей бездеятельности в серьезное для Родины время молодое боярыня угасает


Я гибну, вяну


Жить так не могу!


Ощущая близкую смерть и вину перед Родиной, патриотка Оксана упрекает Степанови, который только теперь, когда все утихомирилось на Украине, хочет ехать туда. Она в отчаянии бросает Степану:


...Сломилась воля


Украина легла Москве под ноги,


Сие мир по-твоему — та руина?


Словами Оксаны Леся Украинка утверждает, что только в активной деятельности, в борьбе за волю и независимость Родины, в служении своему народу и есть истинное счастье человека-гражданина. Леся Украинка, большая патриотка Украины, в обиде Степана осудила нерешительность, пугливость, пассивность — измену тех украинцев, кто не воспитался в себе борца. Вболиваючи за будущее Родины, писательница указывает на ошибки прошлого — разобщенность украинцев


Поэма "Боярыня" актуальная и в наше время. Она учит нас активно действовать, а не пассивно созерцать, учит бороться и побеждать. В этом и есть смислжиття.



Трагедия родного края в драме Леси Украинки "Боярыня" (6)

Комментариев нет:

Отправить комментарий