и все-таки к тебе мысль польется,
Мой погубленный, несчастный краю,
Как я тебя вспомню,
В груди сердце из тоски-сожаления гибнет
По моему мнению, мало кто так пылко любил свой народ, свой родной край, как любила его Леся Украинка. Недаром и псевдонимом своим взяла она имя народа, назвалась его дочерью. Во многих ее поэзиях видлунюе боль сердца за родной растерзанный край
И особенно ощутила я трагедию большой патриотки в драме "Боярыня". В ней писательница обращается к наиболее трагичный страницам истории Украины — времена Руины. Она по-своему оценивает Переяславскую Раду, показывает, как Москва возбуждается соглашение, заключенное Б. Хмельницким и российским царем 1654 г.
Чему же Леся Украинка обратилась к событиям XVII столетие? Я думаю, что она считала "большой руиной" и время, когда самая жила: перечеркивалась история Украины, пренебрегалась культура (а язык даже запрещался), подкупалась украинская интеллигенция...
Чтобы разбудить своих земляков, возродить их национальную память, писательница и пишет эту драму
Действующие лица в ней, кроме гетманский, не исторические. Возбуждаясь актуальный вопрос о национальной пассивности — измену, Леся Украинка показывает в произведении разные характеры украинцев, их взгляды и поведение в это сложное время
Из первых страниц драмы я ощутила симпатии и антипатии поэтессы. Семья украинского казака Алексея Перебойного вболивае за судьбу родного края, который попал в зависимость от Москвы. Принимая у себя сына покойного товарища-казака (сейчас московского боярина Степана), старый Перебойный не разделяет взглядов гостя. В диалоге боярина Степана и Ивана, сына Алексея Перебойного, писательница показывает разное отношения их к Переяславскому соглашению:
- На совете Переяславской мой отец,
Представивши слово за Москву,
Соблюл то слово верное. - Имел кому держать!
Лихой их прельстил давать слово
Иван считает позорным служить российскому царю, а действия отца Степана оценивает как измену, потому что поэтому было "одинаково, чьи лизать пяти, или лядськи, или московские".
В свое время молодой Степан "был в Киеве в науке при Академии", после смерти же отца, как он говорит, поехал " к матери на помощь" в Москву и там прижился... Вот поэтому взгляды Ивана и Степана сейчас целиком противоположные. Иван считает, что за свой край истинный патриот должен быть готовый на все, даже на кровопролитие. Степан, упоминая новеллу о братьев Кайна и Авеля, заявляет:
А как же могу я на Украине
Воздеть оружие так,
Чтобы не диткнути
Никогда ею брата?
Поэтесса подчеркивает: именно в том и трагедия Украины, которая ее сыны не могут прийти к соглашению, соединить свои действия. Поэтому й льются реки крови родных братьев, которые выступают за ризнихгетьманив.
Протестуя против братоубийства, что является позором украинского народа, Оксана поэтому и полюбила Степана:
Эта рука
От крови чистая...
А я сразу привернулась
К тебе сердцем за твою кротость
Женившись, Оксана с мужчиной идет на чужбину, а сердце ее разрывается из тоски по родному краю. И вот Оксана в Москве. Она боярыня, но не сторонится своих привычек,
Одежды, языки
Леся Украинка сопоставляет уже не героев, а два мира — украинский и российский. ее героиня, молодая боярыня, сразу замечает разное положение женщины: на Украине она свободная, в России — нет. Оксана, которая училась в братской школе, не может привыкнуть, что в Москве жену имеют за холопку, которая "нет здесь обычая с мужчинами пробовать при беседе". ,
Разве я здесь не как татарка
Сижу в неволе? ...
Везде пали, капчуки...
Холопов продают,
- ставит в укор она мужчине
Приводит в негодование Оксану рабское угождение, лукавость, льстивость, доносы, шпионаж
Тяжело переживает молодая боярыня судьбу родного народа, когда начинается "братоубийственная война, что Дорошенко снял на Украине", ввзяши в союзники татар. Писательница подчеркивает трагедию украинского народа, который всегда терпел бедствие от своих союзников — соседей
Оксана порывается на Украину, тоскует по ней. Она умоляет Степана послужить родному краю, пользуясь близостью к царю. И пугливый Степан боится, дрожа за свое место, за свое физическое выживание. Он даже Оксане запрещает поддерживать связь с братчицею-товаришкою, со своим родным братом. Пугая ее "дыбой", Степан доказывает, что он здесь служит своей Родине:
Вот именно
Я имею к царю суплику нести,
Что люди из Украины привезли
И Оксана не верит ему. От разлуки с родным краем, от уныния в любви и себе, от своей бездеятельности в серьезное для Родины время молодое боярыня угасает
Я гибну, вяну
Жить так не могу!
Ощущая близкую смерть и вину перед Родиной, патриотка Оксана упрекает Степанови, который только теперь, когда все утихомирилось на Украине, хочет ехать туда. Она в отчаянии бросает Степану:
...Сломилась воля
Украина легла Москве под ноги,
Сие мир по-твоему — та руина?
Словами Оксаны Леся Украинка утверждает, что только в активной деятельности, в борьбе за волю и независимость Родины, в служении своему народу и есть истинное счастье человека-гражданина. Леся Украинка, большая патриотка Украины, в обиде Степана осудила нерешительность, пугливость, пассивность — измену тех украинцев, кто не воспитался в себе борца. Вболиваючи за будущее Родины, писательница указывает на ошибки прошлого — разобщенность украинцев
Поэма "Боярыня" актуальная и в наше время. Она учит нас активно действовать, а не пассивно созерцать, учит бороться и побеждать. В этом и есть смислжиття.
Трагедия родного края в драме Леси Украинки "Боярыня" (6)
Комментариев нет:
Отправить комментарий