суббота, 25 апреля 2015 г.

Утонченность психологического анализа в "Любви Сванна" (из романа " В поисках утраченного времени" Марселя Пруста)

Утонченность психологического анализа в "Любви Сванна" (из романа " В поисках утраченного времени" Марселя Пруста)


Известный французский писатель Марсель Пруст является творцом жанра модернистского психологического романа. Главным его творческим методом полагает импрессионизм, но в центральном в него заделе романе " В поисках утраченного времени", что составляется с семи томов, можно найти признаки применения других приемов, например, поэтического символизма. Философсько-Эстетичные взгляды Пруста частично спивпада ють с учением А. Бергсона, его мировосприятие грунтуеться на интуитивизме, поэтому этот писатель изображает внутренняя жизнь как "движение сознания", даже пространство и время возникают в него произведениях чем-то субъективным. Марсель Пруст, обобщая собственный жизненный опыт, старается осветить недостоверность и относительность представлений человека о себе, мир и общество, а также неуверенность самого общества. Он доходит вывода о нереальности общественной жизни, невозможность любви и взаимопонимание, ведь самое существование человека, по его мнению, есть " утраченным временем", а единым реальным смыслом бытия - искусство


Вопрос: почему люди делают те или другие поступки, которые побуждает их совершать именно так, а не иначе, - всегда было одним из главных для серьезных писателей. Кто-то объяснял действию людей исключительно социальными факторами, кто-то - метафизическими, кто-то - просто наличием каких-то внешних обстоятельств, кое-кто, в том числе и Пруст, искал ответу в самой натуре человека, детально изображая все найдрибниши изменения залога души и толчки извне, что их вызвали. Во вставной относительно романа " В поисках утраченного времени" повести "Любовь Сванна" рассмотрено чрезвычайно тонкий анализ процесса зарождения и развития чувства любви


Любовь, драматичность которого обусловлена не внешними обстоятельство мы, а именно внутренними психологическими факторами


Именно детальность змалювання переходив от одного залога души к другому делает почти невозможным попытки пересказать будто простой сюжет повести: каждая деталь есть важной, каждую можно считать главной. Предыдущая жизнь героя - и его признанное место в мире "салонов", предыдущие отношения с женщинами, например то, что "все, что в этих взаимоотношениях нельзя было переносить из места на место или же обменивать на еще не спизнану наслаждение, не взвешивало для него ничего", эстетичные и другие убеждения - все отдельно и вместе предопределяло то, почему он влюбился в ограниченную мещанку Одетту, создавши мысленно ее образ, который совсем не видповидавреальному.


Сначала Одетта не взыскивает на него положительного впечатления, потому что была "хорошей той красой, к которой он был равнодушный, которая не будила в нем никакой охоты и даже вызвала какую-то физическую сразу". Но, насколько известно, первое впечатление есть именно интуитивным, потому что по обыкновению возникает еще к дистання какой-то конкретной информации о лице, с которым общаются. Из такого отношения Сванн начинает, этим, можно сказать, и заканчивает, постигши в конце концов, которые: "...я спартолив лучшие года моей жизни, я хотел умереть лишь поэтому, что бессмысленно полюбил женщину, которая мне не нравилась, женщину не в моем стиле!"


Как это произошло? На примере сваннового любовь Пруст анализирует самое явление замены в сознании человека реального образа другого лица воображаемым. В случае со Сванном першопош товхом становится музыкальная фраза, которая случайно вызвала ассоциацию с образом Одетти, что потом доповнюеть сия наслоением другого художественного образа с фрески. Однако же и музыка, и Сепфора Ботичелли на самом деле не имеют ничего общего с личностью этой женщины. Сванн путает вызванные произведениями искусства ощущения с чувством совсем другого плана и "скоро он оказался способным обгрунтувати его на незыблемых положениях своей эстетики", а это обгрунтування (влияние умственного компоненту) в свою очередь усилило иллюзию влюбленности к истинному слепцу любви. Хуже того, он начинает сознательно отбрасывать всю другую информацию об Одетту: "теперь он говорил себе, что для того, чтобы узнать человека, не надо учитывать мысль о ней мира, и в доказательство своих слов противопоставлял выдуманной Одетти Одетту заправскую, добрую, наивную, Одетту-Идеалистку, почти неспособную врать". Тяжело утверждать, насколько достоверными были представления о ней других людей, но понятно, что Сванн на самом деле тоже выгадал Одетту, ведь речь идет о столкновении двух одинаково субъективных представлений об одну и ту же лице


Постепенно любовь к нее становится для Сванна целой жизням, один ее образ заменяет вторым, потом третьим: он видит и " Одетту-Иждивенку", и "Одетту - копию матери", но все эти образа одинаково далекие от реальности. Он старается порвать с ней, но не может, даже узнавая о наиболее плохих фактах, которые любой нормальный человека в миг привели бы к понятливости. Неслучайно Пруст называл его любовь "болезненным". Лишь после бракосочетания - достижение на самом деле иллюзорной цели - Сванн снова приобретает способность увидеть Одетту именно такой, какой она была, и это прозрение становится его трагедией: утраченное время уже не возвратить...


Повесть "Любовь Сванна" таким образом есть будто кратким вариантом представления главной идеи целого романа. Можно еще заметить, что в ней прослеживаются и все другие особенности творчества этого писателя: стиль, аналитические раздумья над изменением психологического залога героя, раскрытие психологии с помощью "движения сознания" и т.п. Итак целиком уместно прозу Марселя Пруста считают одним из найпомитниших и величайших явлений мировой литературы



Утонченность психологического анализа в "Любви Сванна" (из романа " В поисках утраченного времени" Марселя Пруста)

Комментариев нет:

Отправить комментарий