четверг, 2 апреля 2015 г.

Композиция произведения «Три товарища»

Ерих Мария Ремарк - немецкий писатель-реалист, ветеран первой мировой войны, представитель литературы «утраченной генерации». Руководящая тема его творчества - тема бессмысленной жестокости войны и истерзанной судьбы молодого поколения - раскрывается в романах «На Западном фронте без перемен» (1929), «Возвращение» (1931), «Три товарища» (1937). Политэмигрант, антифашист, гуманист, Е. Г. Ремарк посвятил свои произведения борьбе с любыми формами насилия, социальной и духовной несвободы. Это такие популярные романы, как «Любы ближнего твоего» (1940), «Время жить и время умирать» (1945), «Триумфальная арка» (1946), «Черный обелиск» (1959) и ин.


Ерих Мария Ремарк родился в немецком городе Оснабрюк, в семье переплетчика. Восемнадцатилетним юношей пошел на войну, записавшись добровольцем, и до конца войны был в окопах Западного фронта. Пять раз был раненный, страшный и жестокий мир войны увидел глазами простого солдата и таким отобразил его в свойхтворах.


После войны Ремарк вынужденный был искать свое место в обществе, которое быстро меняло высокие идеалы на чествование чистогана. Он учительствовал в селе, играл на органе в церкви, тесал каменные глыбы на кладбище, работал в автомайстерни, был гонщиком, со временем стал журналистом. Сквозь несмелые попытки начинающего Ремарк шел к «своей» темы в литературе - безжалостно утерянной юности целого поколения на бессмысленной войне


Он одним из первых рассказал «окопную» правду о первой мировой своим романом «На Западном фронте без перемен», открыл тему «утраченной генерации» в мировой литературе (точное выражение американской писательницы Гертруды Стайн стал эпиграфом к роману Хемингуея «Фиеста» и со временем приобрел обобщающий философский значение). Драматическое наблюдение за судьбой «утраченной генерации» писатель ведет на протяжении многих лет на разных исторических этапах, образовывая своеобразную трилогию. Это романы «На Западном фронте без перемен» (1929), «Возвращение» (1931) и «Три товарища» (1937).


Действие романа «Три товарища» происходит в 1928 году, во времена Веймарськой республики, «десять лет потому», как закончилась первая мировая война. Автор реалистически изображает кризисный залог в республике: экономический упадок, безработицу, стремление любой ценой найти деньги, неуверенность в завтрашнем дне, которые ведет кое-кого к самоубийству. Самая обстановка якобы навевает хищническую мораль и оправдывает определенные поступки. Кто сможет выстоять при таких обстоятельствах? Три фронту товарища, которые прошли сквозь огонь мировой войны


Однако вместе с героями читатель подмечает профашистские настроения и конкретные политические изменения, характерные для Германии 30-х лет, которой правит Гитлер. Исторические параллели, которые наблюдаются в произведении, автор вводит с определенной целью. Роман, который был написан накануне второй мировой войны, стремился предостеречь от нового военного бедствия. Произведение напоминало о разбитых судьбах молодых солдат прошлой войны, которым теперь уже за 30 лет, заставлял задуматься над одвичними человеческими ценностями, среди которых - искренняя дружба и верная любовь


Роман тяготеет к лирической исповеди, которая ее ведет один из главных героев Роберт Локамп. Его друзья - главные герои романа - бывшие однокашники, а потом однополчане - Отто Кестер и Готфрид Ленц. Они удерживают небольшую автомайстерню и таким образом выживают в затруднительные времена. Молодые люди резни за характером, способностями, вкусами. Робби ловкий в коммерции, деятельный и через то кажется довольно взрослым мужчиной, который уже потерял свои иллюзии, хотя и до сих пор - кое-что наивный. Отто немногословный, педантический, целиком надежный, восхищенный механик и автогонщик. Готфрид немного идеалистический, он сам себя называет «последним романтиком». Вопреки разным характерам, они люди одной судьбы. Их соединяет солдатская дружба, законы фронтового братства, честность и преданность товарищу. После длинных мыканий они снова вместе. Жесткие слова, скепсис, цинизм, хладнокровие, черный юмор в разговорах - это только броня, которая защищает их чувствительность, нежность, боль


Композиция произведения перемежовывает реальные события с воспоминаниями о войне. В день своего тридцатилетия Роберт Локамп год за годом перебирает прожитые времена. С него прошлого возникает война, потеря друзей, фронтовой лазарет, редчайшие моменты затишья, солдатский отдых возле воды. В романе речь идет о мирной жизни, однако война 1914-1918 лет постоянно присутствующая мучительному отголоском в душе героев, ежечасным напоминанием об их фронтовом прошлом, о преданном «времени больших мечтаний и мужественных мужчин».


Сквозь отрывистые воспоминания своего героя автор воссоздает широкое эпическое полотно социальных потрясений в послевоенной Германии, из которых вырастал Третий рейх: многолюдные демонстрации под разными флагами, бурное политическое собрание, инфляция, расстрелы, аресты… Время вмешивается в фабулу романа, в целом довольно «камерного»: одного из трех главных героев, человека левых убеждений, застрелено нацистами. Однако «Три товарища» - роман не столько о времени исторической ломки, сколько о человеке, который вышел из войны и силится устаивать на ногах в неустойчивом послевоенном миру


Сюжет, на первый взгляд, отбивает ход будничных событий: работу в мастерские, отдых на природе, поиск заработка… Но в мирной жизни бывшие фронтовики снова ведут «бои местного значения» и, как когда-то, держат свою «линию фронта». Теперь их блиндаж - это их автомайстерня. Они воюют с хищнической моралью, человеческой подлостью, душевной ницистю. Фронтовые друзья оказывают сопротивление тем, кто хочет нажиться на чужой беде, кто с легкостью отрекается своей совести ради наживы. Они противостоят тем, кто наконец предал уроки войны


Среди убедительных свидетельств душевной искренности трех друзей - эпизод в луна-парке, где они, выигравши много призов, раздавали их на улице незнакомым людям, тем, кто нуждается в немедленной материальной помощи и моральной поддержке


Эпизод на аукционе свидетельствует о незыблемости законов солдатского братства: они помогают в затруднении и наказывают за подлость. Хозяин таксе был вынужден продавать свою машину, лишь бы отдать долги, он держался на границе отчаяния, и это не смогли не заметить за наименьшими деталями бывшие фронтовики. Они покупают его автомобиль, спасая таксиста от коварного аукционного афериста


Полноту их душ выказывает отношение к Пат, любимой Робби. Друзья окружают ее - беззащитную, больную, волшебную - вниманием, которое напоминает рыцарское служение. Она больная туберкулезом (следствие голода и холода во время войны), но скрывает это от друзей, лишь бы не волновать их. Однако война снова напомнила о себе обострением неизлечимой болезни. Трагедия, которая произошла с Пат, до конца выявляет человечность фронтовых друзей: Кестер на неистовой скорости доставляет профессора, чтобы спасти девушку от нападения болезни; продает своего любимого «Карла» (автомобиль, собранный собственными руками), лишь бы хоть немного продолжить счастье Робби и обреченной насмерть Пат…


Чему они такие? Из-за чего так ценят жизнь, дружбу, человечность? Потому что побывали на фронте, потому что смерть неоднократно заглядывала в их лица. Об этом говорит, обращаясь к Робби, художник Фердинанд Грау: «Ты принадлежишь к тайному братству, члены которого скорее погибнут, чем сделают карьеру, скорее проиграют, растранжирят, потеряют свою жизнь, чем корыстно исказят или забудут недосягаемый образ - тот неисправимый образ, брат, который они носят в своем сердце еще от тех времен, от тех дней и ночей, когда не было ничего, кроме голого жизни и голой смерти». В него словах - идеалы героев романа «Три товарища» и его автора


Из теории литературы


«Утраченная генерация» - название, которое обозначило неформальное литературное единство (фраза достигает эпиграфа к роману Е. Хемингуея «Фиеста» и принадлежит Г. Стайн). Истоки мировоззрения, которое создало это единство, коринилися в чувстве разочарования событиями и наслидкамив первой мировой войны, которое охватило писателей Западной Европы и США. Хотя герои «утраченной генерации» - убежденные индивидуалисты, им не равнодушное фронтовое общество, взаимная помощь, сочувствие. Наивысшие ценности, которые их исповедуют герои, - это искренняя любовь и отдана дружба. К теме «утраченной генерации» обращались в своем творчестве Е. Хемингуей (романы «Фиеста», «Прощай, оружие!»), Р. Олдингтон («Смерть героя»), Е. Г. Ремарк («Три товарища»).


Рассказчик - разновидность литературного субъекта, лицо, выдуманное автором, от лица которой в художественном произведении автор повествует о событиях и людях. От рассказчика отличается грамматической формой проявления - рассказчик ведет сказ от первого лица



Композиция произведения «Три товарища»

Комментариев нет:

Отправить комментарий