среда, 22 апреля 2015 г.

Аналiтична композицiя в пъесi Генрiха Iбсена “Кукольный дiм”


Iбсена еще при жизни называли творцом аналiтичной драмы XIX столiття, что вiдроджувала традицiй античой драматургiй. Автор использует аналiтичну композицiю, чтобы показать невiдповiднiсть мiж зовнiшнiми проявлениями жизни с него истинной сутнiстю. Вiн хорошо знал проблемы, которые возникают перед человеком в життi, розумiв, что зовнiшнiй благосостояние скрывает многому трагедiй. Аналiтична композицiя, за Iбсеном, означала раскрытие внутрiшнього трагiзму, что скрывается за зовнiшньо спокiйною дiйснiстю.


На такiй композицiй построенная пьеса “Кукольный дiм”, в якiй раскрывается сутнiсть зовнiшньо спокiйного сiмейного жизнь адвоката Хельмера, насправдi же построенного на обманi и егойзмi. Аналiтична композицiя определяется i тем, какую роль в долi героев вiдiграють подiй, что вiдбулися задолго к началу дiй. В пъесi “Кукольный дiм” цi сюжетнi таемницi становятся рушiйними силами в розгортаннi дiй, в развитии характерiв героев


Нора в начале пьесы кажется нам жiнкою, которая несостоятельная принимать самостiйнi, смiливi рiшення, что она пiдкоряеться авторитета своего чоловiка, которого считает взiрцем всiх добродетелей. Она всi силы вiддае чоловiку i дiтям. Но постепенно мы розумiемо, что это впечатление обманчивое. Выясняется, что Нора скрывает какую-то тайну вiд чоловiка, что-то такое, что Хельмер не извинит ей i воспримет как позор. Нора постiй-но в пъесi находится пiд угрозой изобличения. Она вiдтягуе момент, когда ее чоловiк прочитает письмо вiд ростовщика, который лежит в поштовiй скринцi. Автор дает нам зрозумiти, что сутнiсть взаимоотношений супруг не такая, которой кажется пренебрежительно. Эта сутнiсть очерчивается в деталях, случайных словах. Читателя настораживает пренебрежительное отношение к жене, нерозумiння ее внутрiшньогостану. Нора, наоборот, поражает влучнiстю некоторых висловiв, вмiнням володiти собой. Постепенно раскрывается тайна, которую скрывала Нора. Она пiдробила пiдпис своего отца, чтобы извлечь денег i спасти вiд болезни чоловiка.


Хельмер воспринимает это как позорный поступок, не хочет навiть призадуматься над причиной этого поступка. Нора поражена эгоизмом Хельмера, которого волнуют тiльки наслiдки этого поступка. Нi милосердная сторона ее поступка, нi то, что своим поступком она нiкому не повредила, не принимаются во внимание ее чоловiком. Ведь в начале супружеского жизни Хельмер тяжело захворiв на туберкулез, лiкування требовало немалых денег. Нора не имела к кому обратиться, потому что единая, крiм чоловiка, близкий человек для нее - отец, был на порозi смертi и уже не мiг пiдписувати будь-якi документы. Нора была единственной спадкоемницею. Она пiдробила пiдпис отца i спасла чоловiка.


Наприкiнцi пьесы раскрытия таемницi окончательно розвiюе iлюзiй о благосостоянии i счастье Хельмерiв, срывает маски из героев. Нора возникает как сильная, цiльна натура, которая может самая вирiшувати свою судьбу. Ее разрыв с чоловiком, в котором она зневiрилась, ее нежелание оставаться “куклой” - яркий довод этого. Нора говорит чоловiку: “…я зрозумiла, что я всi цi вiсiм рокiв жила с чужим чоловiком i прижила с ним трех дiтей… В- Об, не могу навiть упоминать об этом! Так бы и розiрвала себя на куски!”


Менi кажется, что аналiтична композицiя пьесы дала возможность автору задать вопрос о положении жiнки в сiмъй, о вiдповiдальнiсть особистостi перед собой, суспiльством i свiтом, а также суспiльства передособистiстю.



Аналiтична композицiя в пъесi Генрiха Iбсена “Кукольный дiм”

Комментариев нет:

Отправить комментарий