Новелла Г. Косынки « В ржах» — это как остановленный миг, это поиски героем затронутой гармонии. Герой-Рассказчик любит природу, тонко ее понимает, любит жии ку, любит жизнь во всех его проявлениях, а вынужден перепрятываться от всех, волком бродить в степи. Потому что дезертир, которому не поняла, чужая и вражеская война, от которой он хочет убежать, которую хочет забыть, стоит на границе жизни и смерти
«Надо тронут! Поснидать бы не вадило, а? Но припоминаю, что когда в селе увидит солдат зеленую рубашку, спокойно прицелится из ружья, будто в сухую вербу и выкрикивает, стреляя из ляку: «Стой, ни с места!»
В словах и в раздумьях рассказчика нет драматизма, даже намека на него Но драматизмом просякнуто все — каждая фраза, каждый порух, каждый проминчик солнца, каждое насекомое... Разве ему, крестьянину из деда-прадеда, природньо толочиш ржи, прячась от вооруженных людей неизвестно за какую вину? Разве по обыкновению не готовил бы он косую в этой поре, когда уже ржи начали наливаться?
«...Одкрасувались — наливаются, через неделю-второй — копны, а сейчас догорают; у меня начали звонить селезенки, серпы, а трудный колосья склоняется к земле, но в эту минуту старый аист почтенно прошел травой к болоту, покло нився на все четыре стороны, поймал неосторожную жабу и под глухой клекот сполохав на ставищи дикую качку...»
Вообще рожь — это еще один образ в новелле Г. Косынки. Звичайнисинький (лик в канве новеллы приобретает яркую символику. Рожь ( от слова «жить») становится единым свидетелем мыканий героя. Самая рожь и солнце становятся своеобразными поверенными во все земные тайны, а ржаное поле в новелле Г. Косынки символизирует жизнь. Это житии безразлично воспринимает смерть своих детей, спокойно смотрит на их радость, щедро предоставляет приют в своей гуще «блудным сыновьям»...
Драматизм положения героя усиливается еще и тем, что он не жалуется на судьбу, не ищет виновных, даже не хочет найти причину его перепрятываний в жигах. Он просто хочет жить, хочет любить женщину и окружающую природу, а между жигами он хотел бы пройтись с косой, а не толочити их. Он так и называет ржи своим верным товарищем: «Не пошел, а поплыл... Потому что мне не звикать к однообразному ритму хлебов, и степь для меня знакомый...»
Даже чувство голода не вызывает в героя паники (он ко всему привык в своей земледельческой судьбе!). Чтобы усыпить чувство голода, подумал о богатее Дзюбу: «Наверное, хорошо позавтракал?». А вот когда ржами прошла тень расстрелянного на огороде Дзюби коммуниста Матвея Киянчука, рассказчику сделалось на душе и больно, и грустно. Герой с уважением относится к коммунисту, потому что пошел тот насмерть смело, не просил пощады, ползая перед палачами. Наоборот, припомнил революционную частушку и подмигнул герою новеллы
Встреча дезертира с женщиной Ульяной, которая стала чужой женой, но не забыла ииого, еще больше разжигает в юноше жажду к жизни, желанию выстоять, выжить, ведь мир — такой прекрасный: «Пьяные ржи, расступитесь! Плевать насмерть Острого, я петь хочу, слышишь, степе?»
Драму народа Г. Косынка раскрывает уже в одной со своих ранних новелл «На золотых богов». С того времени не предает типично романтическому стилю художественного мышления. В него произведениях сконцентрированная широкая картина народного бедствия, а заблукани «рыцари темной ночи» — сборный образ непокоренного украинского крестьянства
Драматизм революционной действительности в новелле Г. Косынки « В ржах»
Комментариев нет:
Отправить комментарий