вторник, 28 апреля 2015 г.

Образ Ярослава Мудрого (за пьесой «Ярослав Мудрый») II вариант

Когда началась Великая Отечественная война, Иван Кочерга, которому было 60 лет, выехал к Уфе. Здесь писатель очень много работал для общего дела победы над фашистами: редактировал газету «Литература и искусство», писал драматические произведения, посвященные борьбе с врагом, вел научную работу. Мыслями писатель полился к Киеву — столицы Украины, к своему народу. В 1944 году и. Кочерга поворачивается к освобожденному Киеву и восторженно работает над драмой «Ярослав Мудрый». Будто поздравляя по возвращении к родительскому дому дорогой ему Киев, драматург пишет: « Кто выпьет раз днепровской воды, поэтому никогда Киев не забыть, хотя бы в которую убрался даль».


Князь Ярослав изображен в пьесе как пылкий патриот, который живо заботами о родной земле. Беспокоясь об интересах Отчизны, он «испытал тяжелых трудов» в «боях кровавых исполчився». Цель деятельности Ярослава — утверждение единства и могущества Русского государства, мира и покоя, он хочет к тому, чтобы жила возрастами « в трудах и битвах викована Русь». Он не ведает других сокровищ, «чем мирный труд и счастье в мирном доме».


Одним из самых важных конфликтов драмы, в котором раскрываются патриотические чувства Ярослава, есть его борьба против засилия варягив. Он с сарказмом называет варягив, предков ингигерди, наемниками, готовыми перекинуться к врагу, если тот давал «за меч дороже». Ярослав хорошо понимал: варяги были намерены с помощью интриг и распрей убрать к рукам Русь. Он с болью и сожалением, обидой и гневом в душе слушает, как ингигерда называет русские города по-варязьки или старается твердить об «превосходстве» варягив. Когда княгиня бросает Ярославу укор, который у него кровь русской женщины-рабы, он взволнованно отвечает ей:


Из всех небесных благ


Наивысшим благом кровь я эту считаю,


Потому что есть с народом верная моя связь,


Мне не надо пышных тех сказок,


Что предков нам ищут где-то за морем,


Народ мой здесь, на родных этих пространствах,


От Киева до Ладоги живое


и не заброд Исландии суровых, —


Меня своим он предком назове!


Так, Ярослав — мудрый, политический деятель. Для него «раньше закон, а потом благодать». Конечно, содержание этого княжьего высказывания многозначный. Для Ярослава как властителя государства это — мысль о необходимости безотказного покорения народа князю и боярам, оправдание суровых мер, которые он применил в борьбе за укрепления своей власти. Для Ярослава как творца первый на Рухе собрания законов «Русская правда» это — отстаивание потребности суровой законности. Для Ярослава же как патриота, борца за «мир и труд» это — мысль о верности Родине, о преимуществе государственных интересов над личными, о том, что мир и счастье можно получить лишь в напряженной борьбе. В этом последнем значении выражение звучит как основной мотивдрами.


Забывая о себе, Ярослав беспокоится об интересах государства. Трогают нас его слова:


...Легко то мне


Эту больную ногу поднимать в стремъя


и ездить старому на кону?


Преследуя «крамолу и лукавство», он решительно выступает даже против ближайших родственников и наказывает их. Ему жаль отдавать любимую дочь в далекий край, но и оставить ее здесь с Гаральдом он не может, потому что это дало бы оружие в руки ингигерди, варягам. Для него самой большой утехой является то, что русское государство снова собрано, единая и крепкая. Ярослав строил города, пылать, заботился о переписывании книг, о развитии образования, культуры. Утверждая законность на Рухе, создал первое собрание законов «Русская правда». Как полководец «железными полками всем врагам дороги заградив».


Характер главного героя драмы сложный и противоречивый. Ярослав — патриот, который добросовестно служил Отчизне и спасал ее в тяжелые времена, заботился о миру и покое на Рухе. Вместе с тем он, глава феодального государства, был выразителем и охранником интересов господствующего класса и не мог «утвердить в жизни правды».


Его любил и уважал народ. Вот к Киеву тайно, остерегаясь давнего гнева Ярослава, прибывает Журейко, чтобы забрать с собой Милушу и совместно искать лучшей судьбы. Случайно он слышит государственные раздумья Ярослава и отмечает о себе:


...Как верный будет он народа,


То в конце концов натолкнется верный путь


Ему близкие и понятные такие мысли князя:


Одолел


Я врагов не для своей славы,


А чтобы соединить Руськую государство


и запровести покой на земле


Хоть Ярослав и преследует Журейка, но тот полностью одобряет борьбу князя за единство государства, за «покой на земле» и поддерживает його.


В пьесе все время сталкиваются два направления деятельности Ярослава — боевой и мирнобудивничий. Князь хочет мирной работы и правды, но имеет вся жизнь воевать, защищая Отчизну. Ярослав — творец «Русской правды», но, принимая во внимание определенные политические обстоятельства, сам возбуждается провозглашенные законы


Драма «Ярослав Мудрый» согретая высокими патриотическими чувствами автора. Давний Киев словно перекликался с Киевом 1941-1943 лет, который оборонялся и освободился от фашистской неволи


Злободневной для времен войны была и другая проблема, развязанная в драме. Гитлеровцы, напав на нашу страну, по-кощунственному старались обгрунтувати свои «права» на славянские земли с помощью псевдонаучной «теории» о варяжском происхождении Киевской Руси: варяги, дескать, положили начало Киевскому государству и принесли туда свои порядки, а фашисты, какие считали себя представителями нордичной расы, идут шляхом своих предкив. Автор в пьесе решительно опровергнул россказни о варяжском происхождении Киевской Руси, убедительно показал, что варяги были лишь жадными к наживе наемниками, а истинными творцами и хозяевами Киевского государства были русичи.



Образ Ярослава Мудрого (за пьесой «Ярослав Мудрый») II вариант

Комментариев нет:

Отправить комментарий