Философская символика и система образов произведения. Литературные исследователи называют повесть выдающегося американского писателя Е. Хемингуея (1898-1961) «Старик и море» «притчей», вероятно, это действительно так. Потому что этот, с одной стороны, очень реалистическое произведение - не простое описание интересного приключения, не просто рассказ о поединке отважного старика рыбака с морем и рыбой. Эта повесть имеет значительно более широкое и обобщенное содержание, которое не сводится лишь к авторской идее о необходимости сохранения человеком мужества и достоинства при любых обстоятельствах. Об этом Хемингуей писал в каждом своем художественном произведении. Но именно по поводу повести «Старик и море» писатель сказал: « Кажется, что наконец я добился того, над чем работал вся моя жизнь».
Что имел в виду Хемингуей? Наверное, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Но поняло одно: он достиг в своем творчестве высшей ступеньки и на уровне идей, и на уровне художественного изображения действительности
Извне сюжет повести довольно нескладный. Старик Сантьяго, герой произведения, утомленный неудачами, которые преследовали его уже длительное время, отплывает далеко в море, в поисках добычи. Ему повезло: попалась «огромная рыба». Та рыба была большая и сильная, что старику пришлось прибавить многому усилий, чтобы победить ее. Но на зворотньому пути акулы пожирают рыбу, и старому остается ее скелет
Однако дело в том, что самая по себе борьба старика с рыбой, с акулами - это лишь видимая часть сюжетного «айсберга». Запрятанная же упидтексти часть говорит о более важном и значительном: писатель размышляет над взаимоотношениями человека с обществом, человека и природы, человека и даже Вселенной. Реалистические образа старика, моря, рыбы, мальчика, левов, акул навевают символистичного значения и находятся в залоге противостояния и единства одновременно.
Утверждается мысль о взаемозязок всех жителей Земли: людей, животных, птиц, и в то же время один из парадоксов человеческого существования: человек вынужден убивать тех, коголюбить, кто « более дорогой от брата». « Как хорошо, что нам не нужно убивать солнце, месяц и звезды, достаточно того, что мы требуем пищу у моря и убиваем своих братьев».
Человек - часть природы, часть Вселенной. Она ощущает это и хочет к гармонии с ними. Именно такой должна быть мироздание: человек в гармоническом сосуществовании с природой, Вселенной - к такой важнишой мысли приходит Хемингуей. Рассмотрим взаимосвязь образов и старика и мальчика:
- старость - юность конец - начало
Мальчик Манолин - продолжение старика, его будущее, он обеспечит ему бессмертие, получив вместе с опытом и часть души сарого. «Был бы со мной мальчик», - рефреном звучат в повести слова старика, которыми автор утверждает мысль, что сила человечества у него единства
Образа акул - хищников, врагов можно еще воспринимать, как препятствия на пути достижения цели. Человек смело вступает с ними в борьбу. «Акула ничего не боится и совершает так, как ей захочется. Здесь звучит знаменитое «…человек не для того созданная, чтобы быть побежденной. Человека можно уничтожить, но ее нельзя победить».
Но «победитель ничего не приобретает» - эту философскую мысль Хемингуей вынес даже в заголовок одного из своих произведений. Сущность человеческого жизни в борьбе и победе в ней, возможно, это победа надсобою.
В жизни (море) у каждого есть своя Рыба (цель, цель), которую нужно приобретать, есть свои Акулы (враги, препятствия), и, слава Богу, есть свой Мальчик (надежда на будущее, на свое продолжение), свои Левы (« лучше всего в моей жизни», символ юности, детства, счастливых миттевостей, того, что помогает жить). А еще человек - частичка необъятной Вселенной. Она ощущает себя хорошо лишь в гармонии со всем, что окружает ее: небом, солнцем, морем, птицами, рыбами. Она - не царь, не песчинка - она равная середривних.
Становятся понятными слова Хемингуея по поводу окончания им повести: « Кажется, что я, наконец, добился того, над чем работал вся моя жизнь». Писатель в своих произведениях всегда изображал какие-то актуальные социальные конфликты, проблемы современного ему жизни, окружающей его общества. То есть, там-были зафиксированные лишь мгновенности, а здесь - вечная картина мира и человеческого существования
«Старик и море» Хемингуея — повесть-притча о человеке
Комментариев нет:
Отправить комментарий