Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф произведения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осыпь Мандельштам оказал большой талант и мастерство во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, очеркист, эссеист, переводчик, литературный критик… Но прежде всего Мандельштам - это поэт. Лирическое восприятие мира в него творчестве преобладало над другим. Поэтому наиболее популярная его лирика. Имя Мандельштама становится известно в 1910 году, когда в журнале «Аполлон» публикуются его первые стихи. Причем Мандельштам сразу же входит в число наиболее популярных поэтов. Вместе с Николаем Гумильовим и Анной Ахматовой он стал основателем нового направления - акмейзму. В творчестве Мандельштама можно условно выделить три периода. Первый период - это 1908-1916 года. Уже в ранних стихах поэта ощущается интеллектуальная зрелость и тонкое описание юношеской психологии. Трудная адаптация к жизни, ощущению одиночества в годы взросления, перепады настроения, так присущий этому возраста, хорошо переданные в следующем стихе:
Из водоворота злого и вязкого
Я вырос тростиной шурша,
И страстно, и томно, и ласково
Запрещенной жизням дыша,
И никну, никем не подмеченный,
В холодный и топкий приют,
Приветственным шелестом встреченный
Коротких осинниххвилин.
Я счастливый жестокой обидой,
И у жизнь, похоже на сон,
Я каждому тайно завидую
И у каждого тайно влюблен
О. Мандельштам сравнивает жизнь с водоворотом, злым и вязким. С многих его ранних стихов нам передается неясная тоска, «невыразимая печаль». Но все же таки главное у них - поиск целостности, попытка постичь окружающий мир, «из глубокой печали восстать». Со временем восприятие поэтом окружающего мира становится более полным. Таким, что мы самые начинаем его видеть по-новому. Он наполнен чувствами и красками:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслимая в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечорили.
Образ «незаметно вечориючих» берез поражает нас глубиной ощущения поэтом природы, осознание себя ее частью. Уже в раннем творчестве О. Мандельштама начинает обрисовываться главная тема его поэзии - тема общечеловеческой, что не знает границ культуры. В стихах Мандельштама мы не найдем прямого изображения важных общественных событий того времени. Каждый этап развития человечества оценивается поэтом как новая степень развития культуры. Это хорошо видно в него цикле «Петербургские строфы». Городской пейзаж Мандельштама насыщен историческим содержанием. Поэт создает также стихи о музыке и музыкантах, о творчестве. Обращение к этим темам позволяет поэту высказать идею единства мировой культуры. Российскую культуру О. Мандельштам видит универсальной:
и пъятиглави московские соборы,
С них итальянской и русской душой,
Напоминают мне явление Авроры,
Но с российским именем и в шубке меховой
1917-1928 года - есть другим этапом творчества О. Мандельштама. Исторические потрясения это времени не могли не найти отклика в душе поэта. Стих «Возраст» передает нам ощущение Мандельштамом трагизма истории:
Столетие мое, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки
И своей кровью склеит Двух веков позвонки?
Поэт считает, что в революции есть сила, способна принести ожидаемое, но для этого «снова в жертву, как ягнят, жизнь принесли». В стихах Мандельштама появляются образа голодающего, «умирающего Петрополя», ночи, «тьмы», человек, который «выучила науку расставаний». Свою неуверенность в успехе политических преобразований того времени поэт высказывает в стихе «Проспав, брать, сумерки воли!..» Его вывод такой:
Ну что же, попробуем,- огромный неуклюжий,
Скрипучий поворотрулячи.
Земля плывет. Мужайтесь, мужчины,
Как плугом океан деля…
Циклом стихов об Армении, написанному осенью 1930 года, приоткрывается третий этап творческого пути О. Мандельштама. Эти стихи переняты чувствам любви и братства разных народов, поэт говорит о том, что общечеловеческое выше национального. Как искренний художник, О. Мандельштам не мог закрыть глаза на то, что творится вокруг него. И после трехлетнего перерыва (1926- 1929) он восстанавливает свой разговор со столетием. Трагизм судьбы народа и страны снова становится центральным в него творчестве. В стихах этого периода мы видим и смятение поэта, и его боль, и отчаяние от видений « грядущих смертных казней». Иногда Мандельштаму становится «страшно, как в сне». Такие стихи, как «Старый Крым», «Квартира тихая как бумага», «За гремучую доблесть» и резкий стих против « кремлевского горца» (Сталина) фактически стали приговором поэту. О. Мандельштам не мог молчать тогда, когда большинство молчало. В результате мы имеем поразительно глубокий социально-психологический портрет Сталина:
Его толстые пальцы, как черви, жирные,
И слова, как пудовые гири, верные,
Глаза смеются, как в таракана….
…Он играет услугами напивлюдей.
Кто свистит, кто мъявкае, кто хныкает,
Он один лишь бабачить и тыкает
Как подкову, дарит за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь,
кому в глаз…
С одной стороны, эти строки описывают конкретный человека, с другой стороны - мы видим обобщающий образ диктатора. Типичная и обстановка в обществе, задушенному произволом власти:
Мы живем, под собой не слыша страны,
Наши речи за десять шагов не слышные…
Реакцией власти на эти стихи стал арест О. Мандельштама и его следующая высылка. После отмены высылки поэту позволили поселиться где он захочет, кроме двенадцати самых больших городов страны. Он едет в Воронеж. Там Мандельштам очень остро ощущает свою оторванность от обычного кола общения. Мы слышим его отчаяние: «Читателя! Руководства! Врага! На ступеньках колющей разговоры бы!». Фактически оказавшись отрезанным от внешнего мира, поэт начинает терять чувство реальности. В него творчестве появляются мотивы вины перед народом, перед Сталиным. Мандельштам пишет, что он входит у жизнь, « как в колхоз идет единоличник». Кажется, что он отказался от всего, чем дорожил раньше. В него душе состоялся надлом. И в этом был самый большой ужас наказания поэта «напивлюдьми», что фактически лишили его голоса. Тяжело представить, что человек, который бы ни за что на миру не согласилась «учить щебетать палачей, которые присели на школьной скамейке», смогла создать цикл оправдательных стихов об «вожде народов». К этим стихам нельзя относиться иначе как к воплю загнанного в ловушку человека
Посохла моя воля -
Сердцевина бытия,
В скором времени истиной народа
Станет истина моя?
О. Мандельштам
Этапы творческого пути Осипа Мандельштама
Комментариев нет:
Отправить комментарий