При вивченнi украинской лiтератури ХIХ ст. обязательно слiд обращаться к первый украинскому iсторичного романа П. Кулiша “Черный совет”. Это глубокий многопроблемный твiр. Среди поставленных вопросов чiльне мiсце занимает проблема героизма, душевной чистоты i духовной ницостi в важкi для страны времена
Одна из драматических сторiнок Украины, художественно раскрытая П. Кулiшем, - это чрезвычайно острая явная i тайная борьба за власть, борьба за гетьманування пiсля смертi Б. Хмельницкого. Рiзнi соцiальнi прослойки выдвинули своих лiдерiв: Павла Тюрю, Акима Сомка и Iвана Брюховецького. Победителем вышел Брюховецький, который невдовзi казнил своих полiтичних суперникiв.
Это сейчас мы знаем, чем закiнчилися подiй 1663 года. А пока что в ро-манi все еще впереди, i каждый с персонажiв дiе за пiдказкою своего сердца
Паволоцький полковник Шрам - одна из центральных фигур романа - человек досвiчена, мудрая. Вiн хорошо розумiе, чего хотят претенденты на гетманскую булаву, правильно оцiнюе йхнi полiтичнi и вiйськовi силы. Ради незалежностi Украины Шрам готовый вiддати силы и лiта, что ему судилось еще прожить. Вiн едет к Акиму Сомка, чтобы словом i дiлом помочь ему в цiй справi - “предрасположить всю Украину к однiей булавы”.
Шрам - iдеально-романтический образ, который усiма силами хочет добра и покоя Украйнi. Навiть относительно единственного сына Петра, которому Божий Чоловiк пророчил, что тот умрет своей смертью, вiдповiдае: “Пусть лучче поляжет от шаблi i от кулi, лишь бы за хорошо дiло, за цiлiсть Украины, которая вот розiдрали надвое”.
I погиб Шрам тоже за Украину, когда, спасая Паволоч, сам сдался Тетерi и “принял всю вину на один себя”.
Почти единомышленником полковника есть Аким Сомко, один из кандидатiв на булаву. На вiдмiну вiд iнших претендентiв это безкомпромiсна относительно свободы своего народа человек. В творi вiн вместе зi Шрамом мрiе соединить обидвi части Украины пiд однiею булавой: “… что Украина розiдрана надвое, о том усiм безразлично!” - говорит Сомко при першiй зустрiчi зi Шрамом
Сомко кое-что легко, навiть iлюзорно, воспринимает подiй, что розгорта ються в Украйнi. Потому что вiн зажигательный, “ как порох”, iдеалiст, который превыше всего ставит лицарськi добродетели i не представляет, как можно дiяти iнакше - с помощью денег, лестощiв i пiдступностi. Поэтому i не учитывает особенно на Брюховецького, который срiблом взял власть на Запорiжжi, думает, что достаточно пылкой честной речи или, на крайнiй случай, пушек, чтобы показать сутнiсть каждого. А когда Сомко доведет свою правоту, то “Запорожцiв тодi я сдавлю, как жмых, гетмана их возвращу в свинопасы, а глупую чернь научу уважать гетьманськую зверхнiсть!” Так самона-дiяно и iдеалiзовано воспринимает вiн ситуацiю, хотя вирiзняеться винятко вою чеснiстю, завзятiстю, вiдданiстю своей справi. Его лозунг: “Пусть у меня всякое, пусть i мiщанин, i посполитый, i казак стоит за свое право; тодi будет на Вкрайнi i правда, i сила”. Но недооцiнивши руйнiв-ну силу противника, который раскалывает народ, так же, как i Шрам, Сомко гибнет в боротьбi за права народа
Видно, что взгляды этих двух борцiв близькi и самому П. Кулiшевi. Шрам i Сомко - это средства высказать заповiтнi письменницькi мысли относительно державностi.
Нельзя обойти и не удивиться душевной широтой казака-запорожца Кирилла Тура - завзятого воина i характерника, фiлософа i по-своему мудрого человека. Именно о таких “ляхи” говорили, что у казака “девять душ в тiлi”, что “буцiм запорожцi растут в Большом Лузi с землi, как грибы”.
Для него главное - гiдно нести славу войнiв-запорожцiв. Вiдповiдаючи Чорногору на вопрос о бегстве вiд погонi, Тур гордо вимовляе: “ О славе думает рыцарь, а не о том, чтобы цiла была глава на плечах. Не сьогоднi, дак завтра поляжет она, как от вiтру на степи трава; а слава не умрет, не поляжет…”
Апофеозом доброты, товариськостi Кирилла Тура есть попытка спасти Сомка вiд смертные казни. Ради высшей справедливостi, высших iдей, якi запорожец розумiв, вiн готовый был вiддати жизнь
Каждый с основных персонажiв - Сомко, Шрам, Тур, Петр, Черевань, Брюховецький, Тюря - несет в собi определенную жизненную фiлософiю, определенную iдею. Тiльки однi iдей спрямованi на объединение нацiй, постижение iнтересiв каждого человека i народа, а iншi - тiльки на собственный, узколобый iнтерес.
Изображение казацкого рыцарства i любовi к Украине в романi Пантелеймона Кулiша “Черный совет”
Комментариев нет:
Отправить комментарий