Добрый день, уважаемый Михаил Афанасиевичу. Вот уже длительное время после прочтения Вашего романа «Мастер и Маргарита» я снова и снова в мыслях поворачиваюсь к него событий и героев. Откровенно говоря, во время чтения произведения в моей душе не возникало столько сомнений и озарений, вопросов и ответов, увлечение и отчаяния, как после того, когда я закрыла книжку. Все это пришло потом, тогда, когда вдруг я поняла, насколько метко события романа, созданного в тридцатые года прошлого столетия, отбивают нашу современную действительность. Теперь я знаю: это произведение должно был обязательно появиться в моей жизни, чтобы стать символическим трамплином во взрослый мир и становление меня как личности и гражданина. Поэтому я решила написать Вам это письмо из признательности за науку мудрости, чести и совершенства
И все же меня очень беспокоит Ваша убежденность в необходимости борьбы со взлом силами другого зла, потому что еще из времен детских сказок мы привыкли к выводу, что зло можно преодолеть только добром. Но жизнь — не сказка. Как часто в нем пренебрегаются святые извечные основания: вера у Бога, уважение к духовным ценностям, которые не существуют для тысяч Берлиоз и Бездомных! И отплата за такую преступную бездушность — трагедия (за романом — смерть Берлиоза). Знаете, Михаиле Афанасиевичу, я бы, наверное, не удивилась, если бы такое случилось и в наши дни: при современному уровне бездуховности остается только посоветовать некоторым гражданам держаться подальше от трамвайной колеи…
А созерцая за выступлением Воланда с него челядью в варьете, невольно ощущаешь себя зрителем на карнавале, где под масками героев кроются современные ловцы легкой наживы. К сожалению в погоне за ней им никогда усмотреть иллюзорность такого «счастье», дирижером которого является сатана-экспериментатор
Подобного «счастье» стараются ухопити и современные «творческие личности с Массолиту», которые изо всех сил хотят получить «заветный членский билет», что предоставляет им право получать льготы и привилегии. Как же прозрачно это напоминает некоторых представителей современного чиновничества! Как видите, Михаиле Афанасиевичу, через семьдесят лет Ваш меч сатиры еще рано прятать у ножны, потому что не каждый способен сделать правильный выбор и занять достойную позицию, как это сделал Иван Бездомный
Мне очень понравилась Ваша мысль о верности своим принципам, о недопустимости совершать негодные поступки на угождение другим. Каким же бременем на душе, которым раскаянием был наказан за это Понтий Пилат, который поддержал волю Синедриона наперекор собственным убеждением! И творится преступление, которое возвеличило осужденного и вбросил в ад страданий судцю. От давней Иудее через Вашу душу к нашим дням протягивалась нелегкая дорога с указателями «поучение» и «предостережение». Только бы не оборвалась она перед сердцем сегодняшнего Пилата! Только бы не совершил он бедствия, предавши здравый смысл под давкой неукротимой и некомпетентной гурьбы!
Чуть ли не такая измена породила и продолжает порождать проблемы современности, похожие на высмеянные в «Мастери и Маргарите»? Христос казнен. Произвол беспринципности, взяточничества, пьянства, фальши, бесчестие, преступности. Разве это — не сегодняшний день?
Как бы мне хотелось, Михаиле Афанасиевичу, рассказать Вам о том, что очень много изменилось в нашем обществе к лучшему во время издания «Мастера и Маргариты»! Но оно, к сожалению, еще не в состоянии одолеть то зло, которое высмеяли Вы в такой блестящей гротескно-фантастической форме. Вот только или действительно для уничтожения этого зла нужное еще более беспощадное и сильное зло?
Мне кажется, что Ваша лирически-философская поэма в прозе о любви и моральной обязанности, о бесчеловечности зла и действительную творчестве все же таки провозглашает триумф добра, которое всегда является преодолением тьмы, порыванием к свету
На все хорошо Вам, Михаиле Афанасиевичу!
С уважением — Ваша признательная читательница
Композиция — это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которая обеспечивает единство формы и содержания. Она зависит от особенностей художественного мышления писателя и жанровых признаков его произведения, она включает в себя единство всех образных средств и принципы их соотношение и группирование, конфликт и расстановку персонажей, вставные новеллы и лирические отступления. Все художественно-образные средства организации материала подчиненные законам композиции: художественная деталь, портрет и пейзаж, интерьер, параллелизм сюжетных линий, контрапункт, парные образа и переписка героев, перекрестные характеристики, авторские описания, литературный монтаж, подтекст…
Роман в романе Г. Булгакова — это не механическое чередование разделов. Сожженное в пичци произведение Мастера ( так называемый «внутренний» роман) возрождается, будто Феникс из пепла, потому что он связан с персонажами романа «внешнего».
Он — не только обгорелую тетрадь и память Маргариты, не только рассказ на Патриарших и сны «Ивана Бездомного из дома божевильних». С «внешним» романом его соединяет образ Алойзия Могарича, предателя, которого Мастеру изображать «неинтересно», потому что уже был в него творчестве иуда. И есть редактор, который спрашивал Мастера, кто ему подсказал написать роман на такую тему, — тому редактору, наверное, были очень знакомые чувства Пилата. И литераторы, которые травили нового коллегу. - из тех самых соображений, что и Каиафа. Воланд правый: изменились времена, а люди остались такие же: они легкомысленные и жалуют деньги, и хоть их и испортило квартирный вопрос, они милосердные. И так же, как во времена иуди и Пилата, каждый день вынуждены избирать: донести «куда нужно» или нет, рискнуть или не следует? И или идти ночью куда-то за город — ради любви?
Но интертекстуальни связи соединяют не только «внешний» и «внутренний» романы «Мастера и Маргариты», а их вместе — с «объективной реальностью, данной в ощущениях». Они включают в произведение Булгакова и всю культуру человечества. От евангельских текстов к оперы «Фауст» и написанных предшественниками « комических энциклопедий российского жизни» — « Мертвых душ» Гоголя и приключений Остапа Бендера ильфа и Петрова
Письмо к М. О. Булгакова (актуальность проблем, затронутых в романе “Мастер и Маргарита”)
Комментариев нет:
Отправить комментарий