воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Изобличение общественных недостатков в баснях Григория Сковороды

Все творчество выдающегося украинского философа Григория Савича Сковороды преисполненная раздумий о смысле жизни, истинное счастье, которое возможное только в гармоническом обществе, где нет эксплуатации человека человеком, где властвует согласие и покой. Его глубоко приводили в негодование несправедливые порядки в тогдашнем мире, он страдал от кричащих общественных разногласий, стремился изменить положение, когда богатые дармоеды живут за счет изнурительной работы миллионов голодных и знедоленихтрудивникив.


Сковорода неоднократно доказывал, что жадность к наживе, погоня за богатством, призрачной радостью — это источник всех зол на земле


Свое презрение к миру несправедливости, вранью и произвол он высказывал во многих произведениях, в частности "Баснях Харьковских". В этих баснях автор поднимает высокие моральные качества человека: честность, доброту, трудолюбие, скромность, осуждая стремление к богатству, чинам, высоким титулам, заносчивость, чванство


Так, в басне "Глава и Тулуб" Тулуб выхваляется перед Главой дорогой одеждой, укоряя ей, что она не имеет и десятой частицы того богатства, которое имеет он


На что Глава отвечает, что она ему не завидует, потому что его ум находится В животе


В басне "Олениця и Кабан" Олениця назвала Кабана господином Кабаном. Кабан приходит в негодование, потому что он теперь повышен в Бараны, и род его происходит от найшляхетниших Баранов. Олениця, с иронией извиняясь, отмечает, что она судит людей не по одежде и словам, а по делам. Пусть бы его хоть и Конем назвали, а суть Кабана осталась такой, как и раньше, — он только вреда наносит: роет землю, ломает плетни


В басне "Кукушка и Дрозд" автор осуждает гультяйв и бездельников, которые, забросивши свою работу, лишь поют, пьют и едят. Для доброго человека повседневная робота — источник радости. Только тот человек счастливый, которая соединила любимое собственное занятие с общим. А как справедливо и ныне звучат слова Сократа, приведенные в басне: "Кое-кто живет для того, чтобы есть и пить, а я пью и им для того, чтобы жить".


В басне "Пчела и Шершень" Сковорода разоблачает бездельников, которые родившиеся для удовлетворения своих нужд и прихотей и живут кражей чужого. Противопоставленная им Пчела — это символ мудрых людей, которые своей работой приносят пользу себе и обществу


Григорий Савич Сковорода, вболиваючи за свой народ, желая ему лучшего жизни, старался искоренить общественные и человеческие недостатки, разоблачая их в свойхтворах.


Выдающийся мыслитель мечтал создать лучший мир, овеянную мечтой им Горну Русь, в которой будет все новое: новые люди, новое творение и новая слава



Изобличение общественных недостатков в баснях Григория Сковороды

Комментариев нет:

Отправить комментарий