В литературе существуют так называемые вечные темы. Они разные - это и смысл человеческого бытия, и поиск моральных ценностей, и любовь. В разные эпохи существования человечества разные поколения ощущали похожую необходимость решить для себя эти важные вопросы, потому что и зневирювалися, и влюблялись люди с того времени, как впервые осознали себя людьми. Со временем много что меняется, но эти темы не напрасно названы "вечными".
Обычно они не могли не возбуждаться в величайшей памятке мирового искусства - Библии, за моральными принципами которой жила и до сих пор живое значительная часть человечества. Старое Завещание стал пидгрунтям трех самых больших религий мира - иудаизма, христианства, мусульманства. Нет ничего странного, что он стал источником тем, мотивов, стилистических средств, сюжетов и даже целых жанров мирового искусства. Много писателей обращались в своем творчестве до этого источника. Среди них и выдающийся еврейский писатель Шлем-Алейхем, который к тому же вырос в религиозной семье и первым получил религиозное образование
Его "Песня над песнями" - поэтический рассказ о первом чистой любви. Чувство главного героя произведения, Шимека, насколько добродетельное и светлое, что в нем самому есть что-то от религиозности, ассоциации с одноименным библейским гимном любви возникают естественно, и этот параллелизм проходит сквозь весь сказ. Поэтическое восприятие мира Шимека позволяет ему увидеть, что "Я - принц. Бузя - принцесса. Колоды, понабросаемые возле дома, - кедры и буки, которые упоминаются в "Песни над песнями". Кошка, которая лежит круг дверей и греется на солнце, - одна из полевых ланей, которые упоминаются в "Песни над песнями"...(...) Все-Все с "Песни над песнями".
Бузя напоминает ему библейскую Суламиф. Ее жизнь - жизнь обычной девушки, которая знает о несправедливости мира: второе замужество матери она воспринимает, как измену. Сравнительно с Шимеком, она большая реалистка. Естер-люба не верит в колдовство, способна лелеять планы мести новому мужнины матери, но любовь сначала переселяет в мир "Песни над песнями" и ее. Различие в мировосприятии выйдет наружу позднее. Шимек и Бузя обмениваются цитатами, и те звучат в них очень естественно, "Песня над песнями" позволяет им будто понимать мысли одно одного
Невиновность любви этих двух молодожена такая, что даже родители, которые соблюдаются суровой морали, позволяют им гулять вдвоем и извиняют, когда те забывают во время общения о делах. Возможно родители тоже ощущают поэтическо-религиозную окраску отношений Шимека и Буге
Но действительность вмешивается в сказку, все же таки Шимек и Бузя живут в реальном мире, и вот уже он едет учиться, нарушивши заветы отца, отношения между ними почти разрываются. Отец даже было обещал никогда не простить Шимекови. "Холодное, ужасно холодное была наша переписка. И кто имел время замечать это в царстве мечтаний, в котором я находился?". Здесь речь идет о других мечтах, хотя содержание их не уточняется, разумеется, что касаются они какой-то карьеры, попыток достичь жизненного успеха. Полной неожиданностью становится для него весть о помолвке Буге. Шимек не взвесил, что жизнь не стоит на месте: вернувшись домой, он видит городок таким же, как он его оставил, "Браковало только "Песни над песнями", но и она будто поворачивается к нему при встречи с Бузею. Только это уже не та песня. Глубокое разочарование ждет на Шимека. Именно подорослишавши он понимает, что его любовь к Буге было истинным и взаимным, но не только это, на него ждет страшное открытие: "Неужели я прогавив свое счастье, прогавив навек? Неужели я собственными руками сжег свой удивительный дворец и выпустил хорошую божественную царевну, которую я когда-то пленил?" Напрасно он старается возвратить прошлое. Счастье, которое было рядом, уже утрачено, строки с "Песни над песнями" не находят отклика. "Весьма поздно я опомнился, вспомнил, что есть Бузя на миру... Бузя, которая имеет сердце, которое грустит, и душу, что прочь порывается отсюда в иной мир..."
Искать успеха, Шимек потерял ценность значительно большую: самая любовь, которая надышала его жизнь. Здесь можно вспомнить библейский тезис, который не принадлежит к "Песне над песнями": ничего не страже все земные сокровища, если за них человек теряет душу. Или - в этом случае - одну из главнейших собственных ценностей. Уже и карьера становится Шимекови не нужной, ему остается только упоминать о бывшем счастье, утраченном в погоне за приземленными успехами...
А сколько людей на протяжении существования человечества делали одну и ту же фатальную ошибку? Так было в библейские времена. Так произошло из Шимеком. Такое может произойти с кем-нибудь, кто неосмотрительно меняет вечное на временное, духовное на материальное. Меняются внешние обстоятельства и причины, но остается главная сущность. Может следует, в конце концов, прислушаться к мудрости прошлого, чтобы не повторять в будущем те самые ошибки?
Избранная Шлемом-Алейхемом форма произведения лишь подчеркивает неминуемую актуальность выбора ценностей
Поэтому "вечные темы" будут оставаться источником вдохновения всегда.
Показ глубоких связей современного жизни с библейской давностью в "Песни над песнями" Шлема-Алейхема
Комментариев нет:
Отправить комментарий