вторник, 28 апреля 2015 г.

Любимый жанр и. О. Бунина

Несомненная писательская заслуга Бунина, прежде всего, составляется в развитии им и доведении к высокому совершенству чисто российского жанра, который получил всемирное признание, рассказ или небольшой повести той свободной и чрезвычайно емкой композиции, которая возникает как бы непосредственно с жизненного явления или характера и чаще всего не имеет «замкнутой» концовки, который ставит точку за полным решением поднятого вопроса или проблемы. Возникнув с живого жизни, обычные, преобразованные и обобщенные творческой мыслью художника, эти произведения российской прозы в своих концовках хотят как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкое пространство для воображаемого продолжения их


Чтобы не быть голословным из множества возможных примеров приведу один - рассказ «Солнечный удар». Сюжет этот рассказа простой: на пароходе, который плывет по Волге, встречаются поручик и молодая женщина, которая поворачивается домой после отдыха в Крыму. И тут с ними случилось то, что предназначено подвергнуть испытанию некоторым: вспышка страсти, подобный по силе солнечному удару. Герои словно сошли из ума, но понимают, что оба несостоятельны противиться этому чувству. И они решаются на безрассудный поступок: сходят на ближней пристани. Войдя в номер, герои дают волю страсти, которая их охватила: «…оба так неистово задохнулись в поцелуе, который много лет упоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не ощущали за всю свою жизнь ни тот, ни другой». Утром «маленькая безымянная женщина» едет


Сначала поручик отнесся к тому, что случилось, очень легко беззаботно, как к забавному приключению, подобным которой многому было и еще будет в него жизни. Но, вернувшись в отель, он понимает, что не имеет сил быть в номере, где все еще напоминает о ней. С нежностью упоминает он ее слова, сказанные перед отъездом: «Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точное затмение нашло… Или, верней, мы оба получили что-то будто бы солнечного удара…». И поручик осознает, что готов отдать жизнь за то, чтобы снова увидеть свою «прекрасную незнакомку» и высказать ей, как «он болезненно и восторженно любит ее». Если в произведениях, написанных Буниным раньше, любовь была несчастливой поэтому, что оно была не разделенным, одиноким, то в этом рассказе трагедия любви состоит в том, что оно слишком сильное. Читатель понимает, что оно и не могло продлиться, что разлука героев закономерная и неминуемая. Автор, чтобы подчеркнуть мизерность отпущенного любви времени, даже не называет имен героев, только описывает стремительно, что развивается действие. Вот эта «мизерность» времени и дает толчок рождению такого рода новеллы. На нескольких страницах и. Бунин вмещает тему огромного романа, которая могла развернуться с многими подробностями и подробнейшим образом поведать о том, что в этом мире стойкого счастья нет, особенно для российского характера, а могут быть только «солнечные удары», что заслепляют душа и оставляют щемящей память. и. Бунин был исключительно хорошим рассказчиком. Может быть, зарождение этого жанра прослеживается и из большей глубины по времени, но ближайшим классическим образцом его есть, конечно, « Записки охотника» и. Тургенева. В наиболее развитом виде эта российская форма связывается с именем Чехова, одного из трех «бога» Бунина в литературе (первые два - Пушкины и Толстой). Бунин, как и Чехов, в своих рассказах и повестях зачаровывает читателя другими средствами, чем внешнее любопытство, «загадочность» ситуации, известная исключительность персонажей. Он приковывает вдруг наше внимание к тому, что на первый взгляд совсем конечно, доступно будничному опыту, и заставляет пристально у него вглядеться


Западная литература все же таки в большей своей части строится на сюжете. Российские классики, как бы сговорившись, почему-то не стремились строить захватывающую интригу. Это объясняется тем, что они отбивали живую жизнь и старались за внешними проявлениями видеть глубинную суть российского человека, его душа



Любимый жанр и. О. Бунина

Комментариев нет:

Отправить комментарий