четверг, 21 мая 2015 г.

Григорий Сковорода и украинское писательство 1920-х лет

Значение творчества Григория Сковороды для современной культуры неопровержимое. Уникальная фигура украинской культуры была заново «открытая» еще в 1920-и года! когда празднуется двухсотлетия со дня рождения философа и появляется ряд художественных произведений, посвященных украинскому мыслителю. В 1920-и года быстрый темп существования перенаселенных городских кварталов «размывает» в сознании жителей традиционные ценности. Все больше людей охваченные ностальгией за гармоническим прошлым. Массовые поиски своих исторических корней привлекают внимание к этнографическим исследованиям, восстанавливают националистические движения. Стремление простоты оказывается в тяготении к естественному образу жизни: охоты, рыболовства, странствований и спорта, цьому большой мерой должны завдячувати культ Сковороды среди украинской литературной богемы - Павла Тычины, Михаила Филянського, Максима Рыльского


Скажем, в раннем творчестве Тычины, обозначенной наивысшим творческим взлетом, жизни и учению барочного философа и поэта посвященная драматическая поэма «Сковорода», да и большинство поэзий этого периода, которые образовывают сборники «Солнечные кларнеты», « Вместо сонетов и октав», также иные из поэзий, которые вошли в сборник «Плуг», выросшая с украинского барокко, воскрешенного в XIX столетии, с «псалмичности» Г. Сковороды, по выражению Василия Барки


Известно, что в XIX и в начале XX столетие Сковорода был известен лучше как непривычная, даже скандальная фигура, чем как автор. Итак не удивительно, что найвидомиши-мы характеристиками Сковороды того времени были не философские построения, а привычки, факты биографии, особенно склонность к странствующему образу жизни. Определенная часть художественных текстов 1920-х лет, кроме раздумий над феноменом Сковороды, призвала к наследованию его странствующего образа жизни:


    Бэры сакви, и родительский дом покинь, и пей холодную, молчаливую глубь На взлиссях, где медово спеют дыни! Учись чистоты и простоты и, стопчуюючи ковер золотой, Забудь о башнях темной гордыни. ( Г. Рыльский)

Эти пути «оприродкення» жизни постоянно употребляют, например, лирические герои Ивана Багряного ради успокоения и сосредоточения: странствованиям и охоте посвященная определенная часть его ранней лирики («Рыбака», «Чернозем», « Над Росью», «ИЗ «Охотничьей сонаты»). Возражение бездушной цивилизации чаще всего проявляется в критике городского образа жизни и идеализировании сельского. Сковорода называет город олицетворением корисливости, бездушного прагматизма и отказывается от него вигод:


    Пропадайте, думьи трудньй, Города премноголюдньй! А я с хлеба куском умру на месте таком.

Противостояние городской цивилизации бескомпромиссное. Для автора цель бегства на природу - обретение равновесия через переживание первоначальных непосредственных чувств:


и крикнул так, аж млосно…


Аж откликнулись балки…


    Простите, что будто пьяный, что будто троглодит, Это я уток от мостовой туда, где бегал сызмала, А едва было не привык там и киснут, и нидить.

Мы видим, что мудрое созерцание и самопознание Сковороды были достойной альтернативой безумию революционного тяжелого времени. К сожалению, голос « украинского старчика» утонул среди лозунгов, которые призвали к преобразованию жизни без преобразования самого человека



Григорий Сковорода и украинское писательство 1920-х лет

Комментариев нет:

Отправить комментарий