четверг, 21 мая 2015 г.

Философские раздумья Г. Сковороды о человеческом счастье (2)

Свыше двухсот лет тому назад умер Григорий Савич Сковорода. Не думал он, наверное, когда ходил городами и селами Харьковской губернии в одежде бедного путешественника, что кто-то возьмется за исследования его философских рукописей. Но сила ума такая, что в какой бы форме она не проявлялась, чары ее распространяются на большие промежутки времени и всегда осуществляют воспитательное влияние не только на поколение современников


Григорий Сковорода был не просто учителем, не просто проповедником. Он был учителем и проповедником по призванию, потому что говорил и поучал не поэтому, что получал за это определенный заработок, а потому, что ему хотелось обязательно изложить свои мысли в самой доступной форме и своем слове «разбудить глухих» к истины. Поэтому главным, по мнению Сковороды, было учение о счастье. Что же такое счастье? Это, прежде всего, воля, воля. Это самое главное, самое важное в человеческой жизни, потому что это является необходимым условием реализации высших возможностей, как отдельного лица, так и общества в целом. Воля, воля - это благо, это высший дар человека, который избавился его тогда, как возникли угнетатели и эксплуататоры. Но именно к воле должны стремиться люди, иначе они никогда не смогут ощутить себя счастливыми. Чтобы подсказать людям путь к счастью и волю, Сковорода воспевает героических борцов за народную волю, прославляет Богдана Хмельницкого, который боролся за освобождения украинского народа от польско-шляхетских поработителей. В других своих произведениях Сковорода говорит о работе, как об одному из самых весомых факторов морального воспитания. Но под работой он понимал не то или другое ремесло, а одинаково - и физическое упражнение, и умственный труд, лишь бы только работа была направлена на достижение счастья, всем необходимого, или на отыскание истины, которые также есть всем необходимой. Но работа должна быть «родственной», то есть такой, которая человеку по душе, ведь только таким способом можно достичь наилучших результатов. Причиной того, что люди часто избирают «неродственную» их настоящим естественным наклонностям работу, есть желания во что бы то ни стало занять «место под солнцем», за всякую цену получить больше материальных благ, получить громкую, но напрасную славу. А значит, необходимо жить и работать, как пчела - иначе станешь подобный шершню, «что живое кражей чужого». Главным знанием, обязательным для каждого, Сковорода считал познание самого себя, своей природы и соответствующее тот самоопределение. В разговорах он обращает внимание на самоанализ, критику своих учинкив: и одно, и второе, по его мнению, должны привести к предоставлению преимущества мира духовного над всеми материальными соблазнами и заставить каждого стараться украшать себя не внешними украшениями: «Добрая природа и краса есть доброе сердце». А это ведет к счастью. Чтобы человек был счастливому, он должен иметь покой в душе. Только гармония души и природы дает ощущение равновесия и покоя. Не надо никому завидовать, не надо стараться прыгнуть выше главы, искать напрасной славы. Лучше, что можно сделать, - попробовать стать ближе к природе, понять и полюбиться ее:


О дубрава! О воля!


У тебя я почавмудреть.


К тебе моя природа, у тебя хочу и умреть.


Важным условием счастья является любовь, любовь ко всему мира, любовь всеобъемлющая. Ее нельзя игнорировать, потому что это - «сокровище, радость, жизнь и слава». Не любить - значит не жить. Не любить - это значит иметь черствое сердце. А такой человек просто не заслуживает счастья. Сковорода любил жизнь, любил природу, хорошую компанию искренних друзей и, в своему постоянно жизнерадостном и ясном настроении, главной целью жизни признавал счастье, удовлетворение, «радование». Он понимал это не как сладкие утехи славы и тщеславия, не как грубое удовлетворение плоти, а внутреннее духовное счастье спокойной совести, понимание и пошукистини.



Философские раздумья Г. Сковороды о человеческом счастье (2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий