Все ужасы и проблемы Чернобыля нашли отклик в сердцах и думах украинских писателей. В первые же дни после катастрофы на страницах ли-тературних газет, в частности в "Литературной Украине”, появились страстные публицистические выступления Олеся Гончара, Бориса Олейника, Ивана Драча. Со временем были видруковани поэтические произведения Бориса Олейника, Наталки Билоцеркивець, Леонида Горлача, Светланы Йовенко. Событием в литературе постоянная поэма Бориса Олейника " Семь” (1987). Это произведение посвящено памяти отважных шести пожаров-никив, что самоотверженно вступили в борьбу со смертью, и кинорежиссера Зоб-Димира Шевченко, который снимал фильм о попытке людей противостоять стихии. "Где вы теперь, материл своих дети, колисаете сон”, – в традиции народного пла-чу и скорби спрашивает поэт, и "будто из казацкого реестра” вычитываем имена сми-ливцив: Виктор Кибенок, Николай Вашук, Василий игнатенко, Николай Титенок, Владимир Тишура, Владимир Правик, Владимир Шевченко. Благодаря Б. Олейнику, его продуманному художественному приему поименной переклички свечка памяти будет гореть в возрастах и будет напоминать о каждом герое чорнобиль-ськихподий.
Большое внимание обращает Б. Олейник в поэме на проблемы морали. Осмис-Люючи глобальнисть чернобыльской трагедии, автор побуждает читателя загля-нуты в свой внутренний мир, увидеть и оценить собственную совесть и собственную антисовесть. Поэтому мифологический образ ворона есть не только олицетворением внешнего врага, чужого зла – это и собственные недостатки, собственное зло, прита-манное почти каждому человеку. Так вот утверждать добро и правду на земле нужно, начиная по преодолению собственного зла, своей антисовести. История убеждает, что уже не один раз, забыв о собственной совести, мы содействовали всевозможным воронам-воронам использовать нашу правду и нашу истину против нассамих.
Драматические моральные и духовные коллизии, проблемы науки и цивилизации, самопознание и самоосознание, национальные и всеобщие пробле-мы всегда взаимосвязанные. Отворачивание планетарной катастрофы зависит от комплексного решения этих проблем. Такие выводы делаем, ознакомившись с поэмой " Семь”.
Всеукраинской беде посвященная и поэма и. Драча "Чернобыльская ма-донна” (1988). И в названии поэмы, и в обиде солдатской матери, босые следы которой видим возле саркофага (там она ищет своего сына, которым стал жертвой атомной стихии); и в обиде хрещатицькой мадонны – молодой сумасшедшей женщины, которая, будто призрак, бродит по киевским улицам с куклой или мертвым ребенком на руках; и крестьянской мадонны, и в сохраненных именах, фактах, рассказах участников ликвидации аварии звучит требование ответственности перед совестью, перед человечеством за погубленный мир. И ответственных в советском суспи-льстви, к сожалению, нет. В разделе "Раздумья во время открытого Чорнобильсь-Кого суда в закрытой зоне на старую старосветскую тему "Ирод и Пилат”, поэт, ориентируясь на глубокие моральные традиции, подчеркивает, что все преступления об-ты человечества во все времена и у всех народов были всегда "именными”, за них от^-поведали. Почему же на Чернобыльском суде пустует место Пилата? Которая мо-раль общества, которые прячет преступника?
Известный библейский мотив о Пилате, удачно использованном и. Драчом, побуждает к философским обобщениям, к размышлениям на морально-этические темы
Последние строки поэмы, где "несет седая чернобыльский иметь эту плане-ту..., это больное дитя!” звучат как напоминания об ответственности за навко-лишний мир
Почти одновременно (1987) были написаны прозаические произведения, посвященные проблемам чернобыльской трагедии. Это повесть Ю. Щербака "Чернобыль” и роман В. Яворивского "Мария с полынью в конце столетия”.
Повесть Ю. Щербака, хотя и носит документальный характер (это с-брани магнитофонные записи участников ликвидации аварии и жертв атомной сти-хий), все же отмечается незаурядным художественным осмыслением того, что произошло
Известная журналистка Любовь Ковалевська, пожарник Леонид Телятников, глава Припятского горисполкома Александр Єсаулов, електронник Юрий Бадаев, водитель Григорий Хмель – все они по-своему переда-ють пережитую трагедию. Своя задача Ю. Щербак усматривал в том, чтобы передать мужество людей в поедин-ку со смертью и философски осмысли-ты судьбу, обозначенных Чернобылем, и тех, кто дальше будет идти в технологизовану цивилизацию. В этих соображениях большое значение имеет монолог академика Ва-лерия Легасова, который сделал правдивый анализ причин катастрофы. Их корни ученый усматривает не только в ошибочности технологии, а моральном и духовном залоге общества. Они начаты в системе образования, карьеризме, бюрок-ратизми, взяточничестве тощо.
В основу сюжетной линии произведения В. Яворивского "Мария с полынью в конце столетия” положена история семьи Мировичив. Однако В. Яиноривський наблюдает влияние катастрофы не только на одну семью, а прослеживает это влияние на жизнь всего окружающего крестьянства
Масштабность Чернобыльской трагедии породила эту горькую "вечную” то-му нашей литературы. Отсчет от злопамятного дня 26 апреля 1986 г. уже пе-рейшов рубеж десятилетия, но события, связанные с этим днем, то и дело знахо-дять свое освещение в художественных произведениях украйнськихлитератури.
Проблемы чернобыльской трагедии в украинской литературе
Комментариев нет:
Отправить комментарий