суббота, 23 мая 2015 г.

Особенности композиции романа Г. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Особенности композиции романа Г. Булгакова "Мастер и Маргарита"


Композиция - это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которая обеспечивает единство формы и содержания. Она зависит от особенностей художественного мышления писателя и жанровых признаков его произведения, она включает в себя единство всех образных средств и принципы их соотношение и группирование, конфликт и расстановку персонажей, вставные новеллы и лирические отступления. Все художественно-образные средства организации материала подчиненные законам композиции: художественная деталь, портрет и пейзаж, интерьер, параллелизм сюжетных линий, контрапункт, парные образа и переписка героев, перекрестные характеристики, авторские описания, литературный монтаж, подтекст...


Роман в романе Г. Булгакова - это не механическое чередование разделов. Сожженное в пичци произведение Мастера ( так называемый "внутренний" роман) возрождается, будто Феникс из пепла, потому что он связан с персонажами романа "внешнего". Он - не только обгорелую тетрадь и память Маргариты, не только рассказ на Патриарших и сны "Ивана Бездомного из дома божевильних". С "внешним" романом его соединяет образ Алойзия Могарича, предателя, которого Мастеру изображать "неинтересно", потому что уже был в него творчестве иуда. И есть редактор, который спрашивал Мастера, кто ему подсказал написать роман на такую тему, - тому редактору, наверное, были очень знакомые чувства Пилата. И литераторы, которые травили нового коллегу. - из тех самых соображений, что и Каиафа. Воланд правый: изменились времена, а люди остались такие же: они легкомысленные и жалуют деньги, и хоть их и испортило квартирный вопрос, они милосердные. И так же, как во времена иуди и Пилата, каждый день вынуждены избирать: донести "куда нужно" или нет, рискнуть или не следует? И или идти ночью куда-то за город - ради любви?


Но интертекстуальни связи соединяют не только "внешний" и "внутренний" романы "Мастера и Маргариты", а их вместе - с "объективной реальностью, данной в ощущениях". Они включают в произведение Булгакова и всю культуру человечества. От евангельских текстов к оперы "Фауст" и написанных предшественниками " комических энциклопедий российского жизни" - " Мертвых душ" Гоголя и приключений Остапа Бендера ильфа и Петрова



Особенности композиции романа Г. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Комментариев нет:

Отправить комментарий