среда, 20 мая 2015 г.

Трагедия Федора Ровби – трагедия крестьянина-труженика в период коллективизаций


Произведение по повести В. Бикова «Облава». Писатель Василий Биков известный нам как правдивый, искренний рассказчик о человеческой судьбе в годы Великой Отечественной войны. Тема войны есть основной в него творчестве. Большую популярность получили такие его повести, как «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Сотников», «Карьер». Но в творческом багаже писателя есть и другая, не менее значимая по своей драматичности тема: судьба крестьянства в период коллективизации. Она задевает одну из самых сложных, болезненных проблем истории нашей страны и находит отражение в повести «Облава». Действие это произведения вводит нас у жизнь белорусского села середины тридцатых лет. Уже прошла коллективизация, созданный колхоз, раскулаченные и выдворенные так называемые кулаки, а на самом деле - крепкие хозяева. Один из них - Федор Ровба. Это человек, убежденный в том, что крестьянин - искренний хозяин земли. От Советской власти получил он земельный надел, тщательно работал на этой земле, наградой за что был хороший урожай


Хозяйство Ровби процветало и приносило немалую прибыль. В скором времени он приобрел молотилку, которой пользовалась вся округа, а платили, кто сколько может. Федор не использовал свою машину ради личной наживы. Но жил он в достатке, это его и погубило. В районную власть поступает донос на Федора с предложением принять меры к « новому богатею». Его написал один из завистливых соседей, который задолжал Ровби за молотьбу. И именно этот донос становится поводом для раскулачивания Федора. Главный герой был задавлен непосильными налогами, которые привели его к разрушению. Но кроме того, по понятиям местных руководителей, Федор был врагом народа. В тот момент ему надо было бежать из села, куда глаза смотрят, но он не может. Ведь этот человек корнями уросла в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Так еще и сын, будущее которого было неясно. Федор не хотел неосмотрительным поступком мешать его служебной карьере. Но вот к селу дошла волна раскулачивания


и несмотря на то, что семья Федора уже бедствовала, не сумевши рассчитаться с государством, Ровбу все же таки признали кулаком. С женой и маленькой дочерью Федор был сослан на север. Работал на лесозаготовках, не имея возможности хоть как-то уберечь от бедствий и болезней жену и дочь. Из этого момента жизни героя пошло под откос, одна трагедия шла за другой: сначала жену прячет в мерзлой северной земле, а потом и дочь не может спасти от бедствия и нехороших людей. Федор остается один. И сейчас все его мысли направлены в сторону родного края, и он задумывает бежать во что бы то ни стало. Хоть не сразу ему это удается, но в конце концов мечта становится реальностью, герой оказывается в дорогих сердцу местах. Он сам толком не знает, зачем вернулся, но какая-то необъяснимая сила, как магнитом, тянула его к тем пространств, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастливый. Хотя ничего не осталось от него бывшей усадьбы, но Федор безошибочно мог бы найти то место, где она стояла


Но все бедствие этого человека состоит в том, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по селу, посмотреть людям в глаза, потому что советская пропаганда сделала этот человека классовым врагом. Односельчане Федора считали его преступником. И самое то, что бывшие соседи стали врагами, для него было больнее всего. Голодный, измученный, он бродит вокруг родного села, хочет узнать, которое оно, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым старым, встреченным на опушке леса, убеждает его, что дела в колхозе идут неважно: кормов не хватает, урожае бедные, пережили страшный голод, замученные налогами. Так зачем что-то говорить, если Федор и сам видит, как работают крестьянские женщины на колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Ведь несчастье Ровби не стали основой для зажиточного и радостного жизни других людей… Но самое страшное было впереди. Федор и не догадывался, что его ожидает в краю родному. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на некоторый дикого зверя. Из города приехали милиционеры, районные активисты во главе с него родным сыном. Федора окружили со всех сторон, загнали в угол, оставивши ему единый путь - в болотные топи. Но болотная глушь в сравнении со злостью его людей, которые преследовали, казалась не такой страшной


Федор в их глазах перестал быть человеком, ведь эти люди уже не живут по человеческим законам. В них своя правда, свои лозунги, свои законы, навязанные государством. Революционная идеология вытравила в этих людях лучшие чувства, заставила забыть их свое прошлое. Сформированные годами жизненные основания разрушенные. И Федор не хочет быть своим среди людей, которые потеряли моральные ценности, покорно подвергшись влияния зловещей силы в лице государства. Он знает, что там, в болоте, его погибель. Но он также осознает и то, что не вернется к тем людей, с которыми у него нет ничего общего. Возвращение назад равносильное для него моральной гибели. Трясина поглотила Федора вместе из него болью


Мы видим, как остро В. Биков переживает судьбу своего народа, принимая близко к сердцу страдания людей. Автор правдиво отбивает в своем произведении трагические события 30-х лет, показывает несправедливость относительно тружеников земли, а также те социальные расхождения, которые привели к трудным следствиям в доляхлюдей.



Трагедия Федора Ровби – трагедия крестьянина-труженика в период коллективизаций

Комментариев нет:

Отправить комментарий