В истории украинской литературы второй половины XIX столетие творчество Афанасия Мирного занимает выдающееся место. Во многих своих произведениях писатель возбуждался жизненно важные темы, разоблачал эксплуататорский характер классового общества дореформенного и особенно пореформенного периода, смело выступил против него, призвал к борьбе и искал выхода из тяжелого положения. Именно таким был его социально-психологический роман "Разве ревут волы, как ясли полные?", в котором писатель широко отобразил тяжелую жизнь украинского крестьянства, его горькую, безрадостную судьбу, но показал, что дух свободолюбия еще живой в народе. Разворачивая историю села Пески на протяжении трех поколений, писатель воссоздает почти столетнюю историю всего украинского крестьянства. Показывает, как еще во времена казацкого расселения в Песках точилась борьба между бедностью и казацкой старшиной, которая во время закрепощения крестьян захватила лучшие земли, прикрепила к ним бывших рядовых казаков и начала их беспощадно эксплуатироваться
Так рождались украинские господа. И писатель гневно их разоблачает, показывая, что "господин и старшина - как брать родни", "ворон вороную глазу не виклюе".
Правдиво изображает Афанасий Мирный порабощение тружеников Украины также польскими и российскими господами
За заслуги перед царским престолом Пески были дарованы генералу Польскому. Он походил из той "голопузой шляхты", которая в Польши за господства магнатов кишела по них дворах, питалась из их стола и за это поддерживала своих хлибодавцив на всяких сеймах и сеймиках. Когда же распалась Речь Посполита, господин Польский бросился к Петербургу, "залез в какой-либо полк", терся к передним вельможам, пока таки "дотерся к генералу... и Песок".
Закрепощение украинских крестьян проводилось силой. Как приехал господин Польский в село Пески и сказал: "Земля моя! вы мои! и все мое!" - крестьяне подняли бунт. Не сразу они подставили свою шею под крепостное ярмо. Но в Пески было введено войско, и крестьяне оказались у неволи
Особенно усилился крепостнический гнет с приездом в Пески генеральши "великородной" госпожа Польской. В романе показано разительные картины самодурства генеральши. От скуки завела она у себя огромное кошачье царство, по которому присматривала девушка, крипачка Мокрина. Когда Мокрина случайно придавила котенка, то госпожа не подарила ей кошачьей смерти. "На второй день Мокрина среди села прилюдно, целый день мазала господские кухни закола, а на шее у Мокрини за ее искренние услуги - на красной стьожечци тилипалося издохшее котятко". По приказу генеральши люто подвергают пытке и крипачку Ульяну
Итак, с приездом генеральши Польской к селу пищани поняли, что прожгли навеки.
Рассказ о жестоком владычестве господ Польских мастерски видтинюеться колоритными рисунками из жизни закрепощенного крестьянства, которые правдиво отбивают дух феодальной эпохи. "Тилиста рука товстопузого Потаповича" не одному крепостной крестьянину "исправила челюсти", не в одного "вылущила зубы". Но еще хуже стало, когда приказчиком стал "свой Карп Дровиченко - "ржавчина, не мужчина: если уже на кого-то уйсться, то точит-точит, пока таки насквозь не проточит". Именно он подбил крепостника ввести шестой день барщины на неделю, отобрать у крестьян остатка поля
Таким было для пищан "бедствие давнее" - крепостничество, но не лучшим стало и "сегодняшнее" - земство, которое ждало на крестьян после отмены крепостничества. В романе ярко и правдиво показанное изменение одной формы угнетения народа другой, новишою и зручнишою для господствующих классов. Пореформенное время породило земство, которое якобы обеспечивало народное "благо". На самом деле оно состояло из представителей помещичье-буржуазного среды
А как проходили выборы земских "гласных"? Залоговый Дмитренко, приехав к селу, прочитал указ, рассказал, кого выбирать: запрещал "серое мужиччя" в гласные "переть", советовал господ, которые "все знают и все, что надо, сделают", выхвалялся даже, что как повыбирают "мужву", то чтобы начувалися..."
Афанасий Мирный разоблачает также антинародную деятельность земства. "Раду советовали одни господа". На первом же заседании земской управы был утвержден новый налог на землю: " у кого ее больше, тот платит меньше, а у кого меньше - из того й бэры".
Как принадлежала власть в уезде господам Польским, так она в них и осталась после реформы. Это была стая угнетателей, вскормленных "чужой работой", обутых и одетых "чужими руками", с которыми бороться крестьянам было еще несила.
Таким образом, в произведении "Разве ревут волы, как ясли полные?" писатель остро осуждает общественно-политический порядок, основанный на угнетении и эксплуатации трудящихся, доказывает необходимость уничтожения его и построения нового устройства, которое бы отвечало интересам трудового народа
Роман "Разве ревут волы, как ясли полные?" - горькая дума о судьбе украинского народа
Комментариев нет:
Отправить комментарий