Сборник «Новые поэзии» стала результатом пребывания Р. Г. Рильке в Париже, где он близко общался с известным скульптором Роденом. Поэт был глубоко пораженный жизням Парижа, и ему этот город, который полагало всегда веселым, выдалось преисполненным печали. Ведь там, где над всем властвуют деньги, человек никому не нужна, она одинокая. Именно такие настроения отразились уже в первой части « Новых поэзий», которая вышла 1907 года. Стихи этого сборника распадаются на несколько циклов, где каждый посвящено определенной теме: городам или памяткам архитектуры («Собор Святого Марка»), картинам французских живописцев («Балкон», «Читатель» - по мотивам живописи Мане, «Похищение» - за Сезанном и т.п.), событиям из библейской истории («Гетсиманський сад», «Явлиння Самуйла Саулу») и т.п. При этом каждый стих представляет собой полностью завершенное произведение. Главное для Рильке - это внутренний мир человека. Если человек одинокий, то лишь душа ее - то место, где происходит «движение жизни». В этих поэзиях Рильке во многом подражает философии схиднихпоетив.
Рильке-Рильке-Рильке… Годовой галькой на губах перекатывается звучная фамилия известного австрийского поэта. Его называли пророком прошлого, он завоевал себе славу Орфея XX столетие. Далекий мифический Орфей был понятным Рильке, и мы, люди XXI столетие, близко к сердцу берем боль и радость мифических персонажей, потому что это - самая вечность. «На северы в гористой Фракии жил когда-то знаменитый певец Орфей. Пел он так, что зачаровывал даже диких зверей, а дерева и скалы подступали ближе послушать то пение», - так об Орфея говорит древнегреческий миф. Орфей потерял свою любимую жену Евридику. Горе, его было безграничным, болью бринили струны кифары, и песня звучала, как плач. Даже пасмурный Харон, который перевозил к Айдового царства только тени умерших, был пораженный пением Орфея и согласился его перевезти. Айд с женой Персефоною тоже были растроганные невыразимым горем певца и согласились отпустили Евридику из царства мертвых. Она благодаря Орфею могла бы, как никто и никогда, переступить границу двух миров, вернуться из мертвого мира к миру живого. Орфей, получив любимую, был рад бежать изо всех сил, но Евридика едва успевала за ним вместе с Гермесом:
Чувство в нем будто двоились, потому что мчалось зрение, будто пес, вперед, возвращался, спинявся, и ждал… Ему казалось иногда, что он вчувае шаги каждого с двух других, которые за ним подъемом вверх шли. Однако это только шаг его звучал…
Не смел оборачиваться Орфей, терялся в догадках - или идет за ним Евридика, может ли потеряла где-то в этой трудной дороге. А же вот появился свет - скоро выход из царства мертвых. Орфей боится, что Евридика отсталая, потеряла, совсем не слышит сзади себя ничего и - озирается. За него спиной, возле, совсем близко стоит Евридика, но тень ее начинает отдаляться и исчезает в тьме. «Неуверенная, и нежная, и терпеливая» Евридика вобрала у себя «смерть большую, такую новую, что не постичь ее», она так и не смогла пробудиться от мертвого сна - «она в себе вся скучилась, посмертным наполненная по венцы». Бросился за ней Орфей, но его руки хватали только пустоту. Нигде нет любимой, теперь он убил ее сам! Горе Орфея безграничное… Но в стихе «Орфей, Евридика, Гермес», который создал Рильке, образ певца Орфея, кажется, не выступает на передний план, поэт вглядывается в Евридику - возможно, эта девушка из мифа есть для него идеалом женщины, есть цилим Вселенной. Евридика ступает возле бога Гермеса. ей разрешено стать возле бога, а не за ним или перед ним, то, может, это означает, что для Рильке женщина приравнивается к самому Богу!? Она «была, словно под вечер юный цветок», она уже не и, что когда-то ее воспел в своих песнях Орфей, она «не собственность никакого мужчини», - «она уже корень», « пробу-яла ливень». Женщина - как самая земля, как символ жизни, как вечность, которая не может иметь владельца, даже если этот владелец - Орфей. Рильке - поэт-философ, и для него женщина - это святое, как Бог. Беатриче для Данте, Лаура для Петрарки - это любовь буз любого присвоения. Такая идея заложена в поэта и в цикле его стихов «Сонеты для Орфея». Здесь утверждается единство двух миров - видимого и невидимого, а Орфей есть тем, кто переводит с одного мира к другому. Орфей - это пение, это высокое искусство, это самая стихия жизни. Орфей - это поэт, который своим пением возбуждает людей. Орфей превращает хаос в космос, создает прекрасное и это прекрасное дарит людям радость и надежду на жизнь, пробуждает оптимизм и веру
Порядком песен ты укротил розгукану стаю, Охота осквернения одолело строительное твое пение
Мне кажется, Райнер Мария Рильке своим поэтическим даром покорил, как и Орфей, весь мир. В глубине души я радуюсь тому, что я - тоже песчинка вселенной, которая объединяет все на земле, частичка той страны, которая когда-то пленила Рильке, дала вдохновение творчества - я радуюсь тому, что эта страна - Украина. Рильке верил в то, что в нашей страны есть большое будущее. Киев, Киево-Печерская лавра, Шевченковские места, Полтавское поле боя, кобзаре оказали на Рильке огромное впечатление и он, окрыленный исторической монументальностью нашей истории, создал шедевры поэтического искусства. Я верю Рильке! Есть такая уверенность, которая должен быть Орфей и на нашей земле, что он разбудит наше «царство мертвых», что мы проснемся от такого себе сомнамбуличного залога и запоем все вместе счастливую песню о радостной жизни не только Украины, не Америки или Австрии, а всей земли, потому что все мы - ее дети
Не случайно стихи о вещах, близких за философией созерцания к восточной поэзии, выделенные в отдельный цикл. Если в первом сборнике «Часослов» вещи мыслились как посредник между человеком и Богом, то ныне они рассматриваются как образ связи между человеком и миром, человеком и человеком. Рильке старается рассмотреть суть вещей и предлагает читателю по-другому посмотреть на обычные вещи. Ведь если человек перенесет свой внутренний мир на окружающие вещи, то они приобретут отдельный жизнь и отдельного значения. Таким образом Рильке предлагает свою модель мироздания. Это, по мнению поэта, поможет постичь модель вселенной, познать через мир вещей самого себя. Таким образом, сборник «Новые поэзии» отображает один из серьезных и интересных этапов развития не только самого поэта, но и представляет собой определенный этап развития мировосприятия человечества. Ведь в поэзии Рильке отразились философские поиски искусства целого периода - конца XIX - начала XX столетие
Философские достижения сборники Р. Г. Рильке «Новые поэзии»
Комментариев нет:
Отправить комментарий