суббота, 16 мая 2015 г.

Социальные контрасты «старой милой Англии» в творчестве Ч. Диккенса (за романом « Приключения Оливера Твиста»)

Роман « Приключения Оливера Твиста», как и первый произведение Диккенса, обозначенный от - нолинийнистю изображение Добра и Зла. Положительных и негативных героев роздиляй глубокая пропасть. Непреодолимая пропасть — и между бедностью и богатством тогдашней Ан глий. Такое мировоззрение автора обусловлено его собственным опытом и впечатлениями от пережитых страданий. В детстве и подростковом возрасте Диккенс испытал немало по невирянь, много и тяжело работал. Живя в убогости, подросток из Лондона мри явлений о человеческой доброте, о счастье простого человека, писал втайне свои рассказы, в которых непременно счастье добиралось тому, кто его заслужил, кто его выборол, пройдя путь, преисполненный унижение и страданий


Когда отца бросили к долговой тюрьме, юный Диккенс вынужденный был стать к работе — по 16 часов в сутки клеев в складском помещении ярлыки на банки и ваксой. Проснувшись утром на окраине города, спешил через весь Лондон па работу, присматриваясь к жизни лондонцев — бедных и богатых, к их вбран ня, к помещениям, к выражению ъ их лиц. Все то в сердце будущего писателя скапливалось к бесценной казне людськихобразив.


Искренне и правдиво, с назаперечною любовью изобразил Диккенс своего героя. Кп нувши малого на самисиньке дно жизни, автор постепенно поднял его из сиротской одинокости и безысходности к вершинам счастья, богатства и человеческой гармонии. Действие цьо го пришлось перекинуть неустойчивый мостик через пропасть между Добром и Злом, между бед нистю и богатством, хотя в течение большей части книги тяжело было представить, что обездоленному ребенку по силам будет перебраться тем мостиком на другого бикприрви.


Робитний дом — убогий и вонючий, за сотню верст от столицы, ферма в или стому поле, где содержался сиротский приют, наука в трубочиста и гробовщика, постой не недоедания и пинки взрослых, наказание за непослушание и просто за то, что попросил добавки овсяной каши, в конце концов, фраза, которую настойчиво вкладывали до-рослые к него сознания: «Этот мальчик кончит жизнь на виселице».. Через все эти этапы прошел Оливер Твист, прежде чем встретился с человеческой добротой и еле-ментарною человечностью


Гармония как и контраснисть в произведениях Диккенса — впечатляющая. Если надо пока-заты придавленное настроение малого Оливера, то безрадостными выглядят природа, окраины и даже ишак «находится в глубокой задумчивости, размышляя, наверное, о том, останется ли ему капустный кочан, когда он довезет к месту назначения своя тележка с двумя мешками сажи».


Картина меняется, когда юный Оливер оказался в домике мисис Мейли в окружении доброжелательных людей. Его сердце наполнилось гармонией. Розы возле крыльца, полевые цветы кругом и солнце — истинное солнце, без серых утр, без ту-манив и тумана! Здесь, на сельском кладбище, невидимое единство с душой умершей мамочки выглядит светлой и гармонической: «Оливер часто приходил туда и, представляя себе убогую могилку, в которой лежала его мать, садился на лавочку и украдкой плакал, и когда он поднимал глаза к высокому небу над главой, мысль о том, что она ле-жить в сырой земле, исчезала, а с ней исчезала и горечь, и оставался только сму-ток». Три месяца на лоне природы в окружении мисис Мейли, ее сына Гарри и волшебной Роз миновали как в рае, преисполненные наивысшего блаженства


Однако рассказ Диккенса длится дальше, автор снова и снова прибегает к контрас-тив, чтобы усилить остроту восприятия событий и конфликтов. Перед читателем снова логово грабителей и воров, коварные заговоры и жестокость, злые интриги и лукавые пла-ни, а среди той общественной грязи — Ненси, будто нежный проминчик света, которому судилось угаснуть в трущобе того болота. Ее смерть доказывает, что далеко не всем в мире несправедливости и контрастов удается достаться к овеянному мечтой счастья, багат-ства, гармонии. Кстати, за Диккенсом, счастье должно подкрепляться обязательно ба-гатим наследством, доводами добропорядочности и благородного происхождения, потому что такими были реалии «старой милой Англии».


От убогости до вершин славы и богатства прошел и сам автор рассказа об « жизненном пути приходского мальчика». Диккенс стал классиком еще при жизни, им захватывались в Англии и Америке, читала вся Европа, а его наследство после смерти достиг 93 тысяч фунтов стерлингов, которое превысило личные достатки англий-ськой королевы


Завершить произведение о мастере социальных контрастов хочу отрывком из романа Чарльза Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби»:


«Они мчались в карете мимо пестрый ряд городских картин, и интересно было сте-жить, как фантастично чередуются те картины у них перед глазами. Магазина роскошных нарядов, тканей, завезенных из всех краев света, соблазнительные витрины, где все збуджува-ло пресыщенный вкус... вазы, блюда, бокалы, ружья, сабли, пистоле, патентованные орудия згуби, кандалы для преступников, пеленки для грудных детей, лекарство для больных, гробы для умерших, кладбища для покойников — все то строилось вряд, насува-лось одно на одно, пролетало словно в цветистом танце, как фантастические группы на полотнах давнего голландского маляра, давая суровую науку равнодушной и не-впинний толпе».



Социальные контрасты «старой милой Англии» в творчестве Ч. Диккенса (за романом « Приключения Оливера Твиста»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий