Талантливый драматург-новатор Иван Карпенко-Карий обогатил украинскую литературу произведениями разных жанров. Бессмертную славу принесли художнику сатирические комедии "Мартын Боруля", "Суета", "Сто тысяч". Одной из наилучших комедий есть "зло сатира на мужскую любовь к стяжання" под названием "Хозяин", что появилась из-под пэра мастера в 1900 годе
Проблематика этой пьесы, определенная самой тогдашней жизням, мастерски воплощенная в яркие, социально и психологически убедительные образа действующих лиц, выразительно оттененная характерными подробностями быта, колоритными деталями, которые передают дух времени. Писатель стремился раскрыть "механику" молниевого обогащения новых "хазяйнив" на украинской земле, которые выбились с "мужикив". Для большей правдивости он конкретизировал время и место действия: события в произведении разворачиваются в последнее десятилетие XIX столетие в северной части бывшей Херсонской губернии
Ярчайшим в произведении есть образ миллионера-агрария Терентия Гавриловича Пузыря, который с обычного сельского глитая становится большим землевладельцем и капиталистом, на который работают сотни рабочих, и который эксплуатирует своих односельчан, не гнушаясь даже мошенничеством и подступом
Правда, Терентий Пузырь не всегда был таким. Он хорошо знает, что такое тяжелая работа, ведь они с женой "тридцать пять лет работали, сильно работали". Пузырю присущие некоторые положительные черты: он энергичный, находчивый, предусмотрительный, трудолюбивый, бережливый хозяин, требовательный не только к своим подчиненным, но и к себе. Он всегда в курсе всех дел, которые происходили в него немалом хозяйстве, даже когда залог его здоровья ухудшился. Но все это ничто перед всепоглощающей жадностью "стягивание без никакой другой цели". Ставши хозяином и заработавши миллионы, своим рабочим Пузырь выплачивает копейки, кормит их хлебом "пополам с половой" и за безцинок скупляе у крестьян скот. Его тешат слухи о голоде, ведь это обещает незаурядные прибыли. "Вон у меня рабочим поденным платят тридцать копеек. Пусть голодные идут ко мне по пятнадцать копеек на работу", — говорит он. Воспользовавшись по случаю, который оброчный земля отдается из торгов на новый срок, Пузырь приказывает Лихтаренкови: "Казенную оброчную статью взять! Наделы мужицкие на десять лет в аренду взять! А как мужик останется без земли — робы с ним, что хочешь!.." Он жестоко эксплуатирует крестьян-рабочих, которые остались без земли старается использовать все возможности, благодаря чему и богатеет
Пузырь не проникается человеческими страданиями и не собирается даже "душой войти в положение голодных, не дать им погибнут, не дать распространит цинготной болезни", как уговаривает его Золотаренко. "Это не мое дело! - отвечает Пузырь. - Голодных будет тем более, чем больше голодным помогают". За него философией, как голодные, то пусть работают за копейки, да и здесь еще следует подумать, чтобы не прогадать: ну-ка как привезут тысяч двадцать рабочих, они "и главу объедят".
Пузырь настолько ослеплен жадностью обогащения, которое забывает о всем другом: и о дочери, и о жене, и даже о собственном здоровье. Всех и все он рассматривает только как источник прибылей. Он готов пожертвовать счастьем дочери, лишь бы ее брак с миллионером Чоботенком принес новые грошики. Зачем Сони "голодрабець", — решает отец, — вот миллионер — завидный жених, потому что "сколько бы мужчина не имел земли — все бракует".
Накапливая капитал, Терентий Пузырь "шел за барышами вслепую, штурмом крушил направо и наливо, плевал на все и знать не хотел людской молвы". Ненасытная жадность к наживе толкает его на путь преступных махинаций. Он, конечно, боится ответственности, но стремление еще больше обогатиться берет верх. Пузырь соглашается на обман и мошенничество, беря на выпас 12 000 чужих овец. "Хозяйское колесо" оборачивается, и его никто не может остановить
Осуждая жадность и неразборчивость в средствах обогащения, автор вместе с тем высмеивает Пузыря, а вместе с ним и вся прослойка тогдашних зажиточных крестьян, которые повилазили "из грязи в князе". Пузырь не принимает участие в культурной жизни, к земским делам ему "нет дела", " лучших людей своего края" не знает и знать не хочет. "Такой хозяин, такой значительный обыватель, еще и кавалер", как характеризует его господин Золотницький, а говорит, " как дикий, необразованный мужик". Котляревський ему " без потребности", — довольно того, что он делает пожертвования на сирот! (но делает он это лишь из корыстных целей, чтобы получить орден). Пузырь ничего хорошего не может создать для общества. Он каждое дело должен возвратить на собственную пользу
Особенно же поражают бытовые подробности из жизни миллионера, которые убеждают, что мужицкие манеры остались у него без перемен: С лет не разводится с подранным кожухом, от которого уже дышит салом, и халатом, который жена с дочерью латают в четыре руки, мажет сапоги дегтем, а чуб — деревянным маслом, езжая в город, берет в сумку хлеб и шматоксала.
Нищему Пузырь не даст и копейки, потому что экономит даже на собственном питании: на столе у него "по-хозяйски" солонина к хрену, борщ и запарена каша. Через чрезмерную скупость получил травму (побежал за гусыней и видбив себе нырки), которая преждевременно свела его В могилу
Итак, в обиде Пузыря Карпенко-Карий изобразил землевладельца, ненасытное влечение которого к наживе становится самоцелью. Главному герою присущий хищническое отношение к жизни, патологическая жадность и полная безкультурность. Аллегорическое содержание автор заложил даже в фамилию своего героя: пузырь — большое раздутое "ничто". Такая аллегория помогает понять авторский замысел — заклеймить идею обогащения любой ценой, высмеять на весь мир прожорливость и моральную ницисть новых "хозяев жизни".
Каждый человек делает свой выбор самая. Если ты хороший хозяин, то должен есть хлеб, заработанный честной работой. Тебе нужно быть порядочным, справедливым, милосердным, то есть обогащаться не только материально, но и духовно, иначе тебя, как и Терентия Пузыря, как "несчастную, безводную тучу... прогонит ветер над родной землей": "развеет, не пролив и капли целебной воды на родные нивы, где при таких хозяевах засохнет наука, поэзия и благо народа!!!"
Правдивый образ промышленника и "Глитай" из крестьян в драме и. Карпенко-Карого "Хозяин" (1 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий