вторник, 26 мая 2015 г.

Метафоричнисть языки в поэзии Б. Олейника (1 вариант)

Литература — это искусство ассоциаций. Ее основное выразительное средство — слово. Язык художественной литературы богатейшая на разные тропы: эпитеты, метафоры, синекдохи, параллелизме!, гиперболы, которые выполняют роль создания художественного образа. Любимые средства создания образов составляют индивидуальный стиль каждого писателя, именно поэтому мы не спутаем стих Т. Г. Шевченко и стих и. Ф. Драча, отличим прозаический отрывок и. Нечуя-Левицкого от отрывка из произведения Марка Вовчка. Свой неповторимый авторский стиль имеет и выдающийся украинский писатель Борис Ильич Олейник, язык произведений которого ярко метафорическая


Метафора — это один из основных тропов поэтического речи. В ней сущность одних явлений и предметов раскрывается через другие за похожестью или контрастностью. И чем виддалениши сопоставительные объекты в стихе, тем яскравиша метафора, тем более впечатлений и ощущений дарит она читателю. Существует несколько разновидностей метафоры, например, когда конкретное явление объединяется с признаками другого конкретного явления или предмета, когда признаки конкретного явления накладываются на абстрактное явление и т.п. Примером первой разновидности может быть соединение "лилея руки", когда писатель изображает белую, нежную руку возлюбленной в поэзии "Мелодия":


Это приходит, будто сон. Это приходит ко мне из мечтаний:


Теплый шепот и всхлип... или слеза, или роса од реки?


и на горизонт вечерний ляга, будто на эллинский мрамор,


Едва обозначенный профиль и тихая лилея руки


В другой поэзии метафоры позволяют создать Б. Олейнику романтический обобщенный образ возлюбленной, которая вечно зовет к свершениям, несмотря на столетие, на эпохи. "Вес столетий" не может остановить влюбленного на этом пути, если зовет его девушка, которая стоит на углу ветровой, не сгибаясь под ними:


Я спокойно бы лежал под весом столетий,


Я б давно уже и землей стал,


Однако же бесовская девка на круче стоит,


Обернувши ветрами залог


Метафора позволяет поэту рисовать картины природы и оживлять их, объединять цвет и запах, замедлять время или ускорять его. Выражение "плывут отары" разворачивает картину медленного движения утомленного и сытого скота:


Зоря любистком пахнет Надднипром.


Плывут отары у предвечерья из подножный корма...


Поскольку большая часть поэзий Б. Олейника посвященная изображению матери, то наиболее интересные метафоры встречаем именно у них. Эти метафоры позволяют срисовать привлекательный, добрый, искренний и теплый образ матушки-"горлицы", "ласточки", "солнышка", к которой обращается признательный сын. Иметь, желая ребенку наилучшего, оберегает ее покой, облегчает жизненную дорогу:


Мать сеяла сон под моим под окном,


А вродивсоняшник.


и теперь: хоть буран, хотя сорняк или туман,


А мне — солнечно.


Одним из разновидностей метафоры есть персонификация, то есть оживление безжизненных предметов. В Б. Олейника живое все вокруг, природа может радоваться и грустить. Например, в поэзии "Памяти Павла Тычины" природа и человек ровно сочувствуют потере:


Он пошел... На ворота склонилась песня...


Когда осень умирает на седому-сизом ветре,


Мы старием на год по законам вечного права


Разновидностью метафоры есть также аллегория. Нет равных целой поэме аллегории Б. Олейника "Крыло", в которой писатель изображает развернутой метафорой гармоническая жизнь человека и природы, потерю веры В добро


Борис Ильич Олейник талантливо использует богатый источник метафорики украинского художественного речи, а также активно творит с помощью такого средства, как метафора, собственные неповторимые художественные образа, которые отличают его поэзии с-помижинших.



Метафоричнисть языки в поэзии Б. Олейника (1 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий