Футуризм ( от лат. /ииигит — будущее) был видгалужен-ням модернизма, ставши одним из направлений авангардизма. Его творцы заявляли, что создают «искусство будущего», возражу-ючи его общественную функцию и идейное намерение художника, и ставили цель розмищанення человека и времена
В Украине футуризм зародился с именем Г. Семенка, какой, послушавши выступление В. Маяковского в политехническом институте,
Решил писать в духе футуризма. это удостоверили его первые сборники «Prelude», «Дерзание», «Кверофутуризм» ( от лат. quero — искать), что появились в Киеве 1913-1914 гг. Но первую украйн-ську футуристическую организацию «Фламинго» он образовал в 1919 г., к которой вошли О. Слисаренко, Гео шкурупий, В. Ярошенко, художник А. Петрицький и др. Они пропагандируют модернизм в мыс-тецтви, противопоставляя его народнической литературе, выдают «Универсальный журнал», «Искусство» (редактор Г. Семенко). Постепенно украинские футуристы левеют, а то и «сползают» на пролеткультивськи позиции. Символами футуристов была желтая лилия и желтая блуза, которую заменяют синей, что должно было указывать на них пролетарское происхождение ( с такими атрибутами они об-водили литературные вечера).
1921 г. О. Слисаренко образовывает научно-художественную группу « Запятых-Космос» (Коммунистический космос), а в начале 1922 г. Г. Семенко превращает ее в «Аспанфут» (Ассоциация панфутуристов, греческое слово господин — все, всеохватывающий), в 1923 г. она переименована в «Комункульт». Активными членами были Г. Семенко, Гео шкурупий, Юлиан шпол (псевдоним М. Ялового), О. Слисаренко, Гео Коляда, Г. Щербак, к нее вошли символисты Я. Савченко, Г. Терещенко и ин.
Украинские панфутуристы стояли на таких началах: осудили «салонову» буржуазную культуру, провозгласили где конструкцию (разрушение) искусства, предлагая создать новое «цель искусство» — искусственный синтез разных областей культуры и спорта. Поскольку осудили индивидуализм как мещанство, то отбрасывают и лирику как «буржуазный» жанр. Дескать, новое время требует роз-витку драмы, что и обусловило появление авангардного театра, непревзойденным творцом которого был Л. Курбас. Они объявили динамизм художественным стилем нового искусства
1927 г. Г. Семенко образовал организацию «Новая генерация» и выдавал до 1930 г. под этим названием журнал, который более всего европеизировал тогдашнюю украинскую литературу, пропагандируя под пролетарскими лозунгами новейшие художественные стили
Известно десять манифестов украинских футуристов, которые обопри-люднювалися, кроме украинской, еще и французской, англий-ською и немецкой языками, ведь футуристы заботились о том, чтобы их знали и В Европе
Словом, пока «пролетарская литература» была слабой, укра-йнське писательство развивалось свободно и интенсивно, утвержу-ючи по-европейски модернистское искусство
Левой ориентации были харьковские пролеткультивськи организации «Всеукраинская федерация пролетарских писателей и художников», «цех каменщиков» ( 1918 г.), которые отбрасывали классическое наследство и стояли на нигилистических позициях относительно украинского языка, роз-вьющуюся национальной культуры в Украине, чем оттолкнули от себя художников. По словам О. Билецького, пролеткультивськи группы в Украине были провинциальными отделами московского Пролеткульта и для развития украинской литературы сделали очень мало. Только в большевистском Харькове они чувствовали себя самоуверенно, удалили альманах «Арена», русскоязычные журналы «Пролетарское творчество», «Рабочий журнал». Активными участниками пролеткульта были русскоязычные писатели З. Невский, С. Радугин, а также украинские В. Еллан-Голубой, В. Сосюра, В. Ковш, С. Пилипенко, М. Майський. Однако украинский пролеткульт не имел каких-то заметных художественных достижений и 1924 г. фак-тично прекратил свое существование, но его роль приняли на себя ВУАПП (Всеукраинская ассоциация пролетарских писателей), ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей).
Заметной была организация «Закалка» (1923-1925 гг.), название которой образовано от слова «гартованци», заимствованного из романа «Божки» ( 1914 г.) В. Винниченко, в котором так называлось общество рабочих. «Закалка» возглавил известный поэт В. Еллан-Голубой. Среди первых членов «Закалки» были К. Гордиенко, и. Днепровский, О. Довженко, М. Йогансен, О. Копиленко, и. Кулик, В. Сосюра, П. Тычина, М. Волновой и др. В уставе обнародовалось, что пролетарские художники будут распространять коммунистическую идеологию, будут использовать украинской язык как орудием творчества, пропагандируя активную роль искусства в воспитании читателя, нового человека. От писателей требовалось воспевать современность, писать произведения, которые бы в массах вызвали настроения бодрости и жит-тездатности. Платформу организации изложили В. Голубой в статье « Без манифеста» и и. Кулик в статье «На путях к пролетарий-ського искусства», который пролетарских писателей считал «художественным авангардом победного класса». В этой статье автор остро атаковал «буржуазное искусство», то есть классическое наследство и советовал, каким образом диктатура пролетариата, новая власть имеет при-хиляти к себе писателей (предлагать им хорошие помещения, хорошо оплачиваемые должности, высокие гонорары за выданы книжки). Он призвал писателей оставить тему гражданской войны и воспевать «вдохновенное строительство нового общества». « Проле-Тарських писателей» должна была объединять марксистская идеоло-гия, так называемая классовая позиция. В эстетике предоставлялось преимущество
Содержания над формой. это был упрощен взгляд на роль мисте-цтва в обществе, обусловленный утилитарным его пониманием как потребности дня. 1926 г. «Закалка» прекратил свое существование и на него обломках партийные функционеры создали левацкую ВУСПП, которая в 1927-1932 гг. отвечала российскому Раппу (Российская асо-циация пролетарских писателей).
ВАПЛиТЕ. В 1926 г., когда руководитель «Закалки» В. Еллан- Голубой был больной, союз распался. Г. Волновой образовал новую литературную организацию ВАПЛиТЕ, стремясь вывести украинскую литературу на мировые вершины искусства. Ваплитяни боролись против политизации литературы, за высокую писательскую мастер-нисть и отбрасывали большевистские командные методы организации лите-ратурного процесса. ВАПЛиТЕ организувалась как академия, то есть такое название, по мнению ее организаторов, обязывала академически, то есть серьезно и ответственно относиться к созданию нового мис-тецтва. Они призвали художников глубоко осваивать классическую убыль-щину, а потому соблюдались непримиримой позиции относительно невежества, халтуры, графоманства, что пленили пролетарскую литературу. Учитывая это условия вступления в ВАПЛиТЕ были трудными, особенно учитывалась писательская квалификация. Под этой же названием выдавали журнал, в шестом числе которого 1928 г. опубликовано другу часть романа «Вальдшнепы» М. Волнового, за что его было запрещено и уничтожено. Организацию возглавили М. Волновой, М. Яловый, О. Предрассветный. К нее входили Г. Бажан, О. Довженко, Г. Эпик, М. Йоганесен, Г. Коцюба, О. Копиленко, Г. Кулиш, А. Любченко, Ю. Смолич, В. Сосюра, П. Тычина и др. Во время литературной дискуссии 1925-1928 гг. Г. Волновой испытал со стороны компартии острых нападений, а потому, чтобы спасти ВАПЛиТЕ от разгрома, он вышел из организации. Ее возглавили Г. Кулиш и Г. Эпик. Но вследствие преследования партийными органами она в начале 1928 г. самораспустилась. Тогда писатели згурту-рушься вокруг альманахов «Литературная ярмарка», « Универ-Сальный журнал», которые в тогдашних сложных условиях более всего европеизировали украинскую литературу. Однако украинских провод-их художников продолжали и дальше преследовать вуспивци, заявлений-ляючи, что ваплитяни осуществляют очередной маневр, чтобы « при-спать внимательность партии». Урешти бывшие члены «ВАПЛиТЕ» объединились в организацию «Пролитфронт» (Пролетарский лите-ратурний фронт).
«Плуг». На других позициях стояли участники литературной организации «Плуг», что возникла в Харькове в марте 1922 г. Она
Объединила крестьянских писателей. Ее возглавил баснописец и прозаик С. Пилипенко. К «Плугу» входили Д. Бедзик, С. Божко, М. Биковець, В. Гжицький, А. Головко, Г. Эпик, Наталья Забила, О. Копиленко, В. Минко, Галина Орливна, и. Сенченко, П. Усенко, Вар-Вара Чередниченко и др. Выдавали журнал «Плужанин» (1925- 1927 гг.), а также двухнедельная газета «Плуг» (1928-1932 гг.). Платформу организации изложили С. Пилипенко, П. Панч, А. Господ, и. Кириленко и и. Шевченко. Они решительно выступили против «российской шовинистической буржуазии», которая «старалась зада-вить» украинский язык и культуру. «Плужани» задекларировали о своем желании создавать новую культуру, а в художественных произведениях изображать жизнь нового села в светлые «установок компартии», призвали критически относиться к искусству прошлого, в сфере эстетики защищали марксистский тезис о преимуществе содержания произведения над него формой. Они проводили массовые вечера, «понедельники», которые собирали большую аудиторию. Здесь зачитывались произведения не только писателей-харьковчан, а и О. Кобилянськой, В. Стефаника, обго-ворювалися новые художественные явления. На этих вечерах скрещивались эстетичные позиции пролеткультивцив, гартованцив, сторонников «динамизма и конструктивизма». Так формировались новые литера-турни школы, новые концепции искусства и творчества. «Плужани» проводили большую культурническую работу на селе. Но этот «масовизм» — погоня по количеству участников организации, образование бесконечных секций, признание каждого «селькора» и «робкора» «писателем» — оказался существенным недостатком организации. В ходе литературной дискуссии 1925-1928 гг. «Плуг» испытал серйоз-ной критики за «масовизм» и «красное просвещенчество». Поскольку талантливых писателей окружало большой круг малоспособных креаторив (творцов), то термин«плужанин» стал синонимом об-винцийной ограниченности, низкого художественного уровня, примитивизма в змалюванни людской психологии
На левацких позициях стояли креатори «молодняка», союзы комсомольских писателей (1926-1932 гг.). К организации входили С. Воскресенка, и. Гончаренко, Я. Гримайло, С. Голо-Ванивский, Б. Коваленко, П. Колесник, О. Корнийчук, С. Крижанивський, Т. Масенко, Л. Первомайский, Л. Смилянський, А. Шиян, М. скворец и др. Платформа была изложена в журнале «Молодняк» (1927, № 3). «Молоднякивци» объявили себя «боевым отрядом пролетарского фронта» и пропагандировали «интернациональную идеологию пролетариата». Здесь не обошлось без вульгаризации мыс-тецтва: идеологически выдержанный рифмованный лозунг относился выше
Лирического стиха; романтика объявлялась чужой и вражеской «делу пролетариата». Статьи молодых критиков отмечались ортодоксальностью, грубой расправой с инакодумцями.
Такой идеологической давке стремились противостоять художники «Звена» (В. Пидмогильний, Є. Плужник, Б. Антоненко^-Давыдович, Т. Осьмачка, Б. Сети, Г. Ивченко, Г. Косынка и др.), группа писателей «МАРС», «Октябрь» ( 1925 г.), что вышли с «Аспанфуту» (В. Десняк, Иван Ле, Г. Терещенко, Ю. Яновський, Ф. Якубовський, В. Ярошенко). Союз писателей «Западная Украина» (1925-1933 гг.) объединила художников, выходцев из Меру-Ной Украины. 1933 г. их всех было репрессировано, только несколько из них, пройдя сталинские концлагеря, выжили (В. Гжицький, М. Марфиевич, Ф. Малицький).
Футуристськи группировки
Комментариев нет:
Отправить комментарий