Жанр послания был одним из любимых в творчестве Шевченко. «Дружнее послание» землякам было написано в июне 1845 года в Въюниши. Путешествия Кобзари и Украиной в течение трех лет дали ему возможность познакомиться с украинскими интеллигентами, патриотами, прогрессивно настроенными людми дворянского происхождения. Преимущественно это были потомки казацкой старшини, люди, от природы наделенные незаурядным умом, стремлением к знаниям, высшие образования, утонченные аристократы духа, который к сожалению, часто совсем не мешало им вместе с тем владеть крепостными душами и не иметь простой народ за ближнего своего, которого так приказывал любить еще Христос в Нагирний проповеди. Раздумья над неадекватным поведением тех украинцев, которые имели бы быть силлии своей земли, и породили дидактическое, а вместе с тем и гневное послание «и мертвым, 1 живым…». Главная проблема послания - это проблема взаимоотношений дворянской интеллигенции с народом, обязанности интеллигенции перед народом, который в тогдашних исторических условиях было неразрывно связано с вопросом борьбы против социальниго и национального угнетения на Украине. Полемическое острие послание направлено на изобличение целиком конкретных групп и течений в среде тогдашней дворянской интеллигенции. С одной стороны, это - на циональни романтики, в частности, потомки казацкой старшини, которые вздыхали за историческим прошлым, со второго - либеральная интеллигенция новишой формации, которая дала своем старании повести украинскую общественность « по возрасту» впадала то в космополитизм, то в славянофильство. Все они объединены в сознании поэта тем, что находятся в полнейшем разрыве с «меньшим братом» - народом, хотя и стараются говорить от его имени. Они не знают истинных интересов и стремлений народа, живут ошибочными, устаревшими или бездумно заимствованными представлениями, ви« дирваними от нужд и задач, которые возникали на историческому грунти тогдашней украинской действительности
Шевченко обращается то до одной, то к другой из этих групп, то ко всем вместе и, свободно переходя от одних вопросов к других, высказывает свои мысли и взгляды острых идейных столкновениях, в пылкой полемике с ними. Поучительные же выводы, которые вытекали из полемики, самые важные «уроки» из нее, поэт, предоставляя им принципо во важного народного, национального значения, адресует широчайшей общественной массе
Из всего разнообразия общественно-политических и идеологических вопросов, затронутых в послании, основной и руководящей проблемой, которая связывает и объединяет все другие, есть проблема взаимоотношений интеллигенции и народа. Шевченко прямо и резко заявляет о кричащем отрыве тогдашней украинской интеллигенции от народа. Этот отрыв угрожает ей неминуемой и позорной гибелью, морально-политическим крахом. Только п народе - источник жизненной силы общества, нации. Поэт забросает тогдашней украинской интеллигенции недостаток ясного политического сознания, казнит ее за пустопорожнее политическое фразерство, расхождение между словом и дилом. ее громкие заявления о стремлении «воли» и «братства», бездумное преклонение перед иностранной культурой выдают отсутствие реальной программы. С большой сатирической страстью и презрением говорит поэт, Который при отсутствии собственного взгляда на положение народа и непонимание реальных шляхив. развития украинского общества рабское преклонение перед иностранными авторитетами ведет лишь к бессильному, сугубо внешнего заимствования шумливых и обманных заявлений, к пустому жонглированию « свободолюби-вими» лозунгами:
- …претесь на чужбину Искать доброго добра, Добрая святого. Воли! Воли! Братства братского! Нашли, Несли, несли с чужого поля и в Украину принесли Больших слов большую силу, Да и более ничего…
Ползание Перед иностранщиной возникает в послании Шевченко как бегство господ-либералов от жгучих нужд жизни, от украинской действительности. Шевченко казнит иетрактне и схоластическое их философствование, в котором, по выражению Франко, «расплывались конкретные нужды, интересы и приметы родного народа». Он открывает их заносчивость, чванство, комическое самовозвеличивание и щеголянья с иностранной культурой, хотя через свою фатальную несамостоятельность, за раком собственного мышления они выявляют неспособность пользоваться достижениями науки «так, как надо».
- Ø « Если бы вы учились так, как надо, - обратится к ним поэт, - То и мудрость бы была своя».
Своим антагонистам Шевченко противопоставляет единый продуктивный и конструктивный принцип культурного цнання с другими народами:
- Учитесь, читайте, ичужому учите, Й своего не сторонитесь.
Выдвигая этот лозунг, поэт выступает из позиций потребности служения демократической интеллигенции народу, делу развития национальной культуры в ее органическому ‘язку с демократической культурой других народов. Дискредитируя «западничество» украинских господ-либералов, Шевченко вместе с тем бросает слова резкого осуждения и в адрес доморощенных украйнськихсловъянофилив.
- …и все языки, Славянского люда Все знаете. А своей Дасьби. Когда-то будем и по-своему глаголать, Как немец покажет…
Поэт ставит под сомнение симпатии господ-славянофилов к славянским народам, потому что тот, кто «не замечает» языки своего народа (тоже славянской) из-за того, что она «мужицкая», не может быть искренним сторонником идей дружбы и единения славянских народов и их культур - такая мысль поэта. Исключительно важное место занимает в послании «и мертвым, и живым…» полемика с консервативными национальными романтиками, которых поэт казнит за идеализацию прошлого Украины. Здесь также отразились взгляды поэта на историю Украины, подделывая которую, лжеисторики на первый план выдвигали своих «Брутив и Коклесив», твердили, что история Украины - это-«поэма вольного народа». Разоблачая такое понимание истории Украины, Шевченко с помощью эпитета «окрадени казацкие трупы» осуждает тех, кто присвоил себе героическую славу казацких низов. Значит, что историю Украины надо пересмотреть, сызнова ее прочитать, не обминая никакой подробности («ниже титли, ниже тий запятые») и лишь тогда можно дать ответ на вопрос: «Что мы?.. Чьи сыны? которых родителей? Кем? За что закованые?»
Пять коротких вопросов поставил Шевченко в произведении, но каждое из них достойное поэмы, потому что пробуждало усыпленную царскими колонизаторами социальное и национальное достоинство украинского народа, призвало не быть «рабами», «подножками», «грязью», «мусором» российских царей, польских королей, еще ли кого-то, как это произошло с частью казацких атаманов и гетманский. Вопрос: «Кем? За что закованые?» - направляли читателя к самому важному: кто нас поработил, кто наш враг?
и если мы в самом деле гордимся легендарной славой запорожских рыцарей, то учимся у них свободолюбия и отваги, чтобы покончить из социальным и национальный бесправием. Должны быть не безразлично украинцам,
- …чьей кровью Та земля напоена, Что картофель родит…
А равнодушных многому среди просвещенного панства, которое беспокоится не о судьбе нл рода, а о своих имениях. Такие «свои дети» « вместо пива праведную кровь из реби точат» из матери-украины. Крылатое выражение «и чужому учите, и своего не сторонитесь» свидетельствует, что Шевченко не был национально ограниченным, что он выступал против иностранного только реакционного, а прогрессивное с культуры других народов советовал перенимать, не забывая родной как первоосновы. « Потому что кто мать забывает, того Бог наказывает, того дети сторонятся», то есть кто отмежевывается от родного языка и культуры, тот оборотень, потому что язык, искусство, культура - наиболее дорогие сокровища народа, которые надо оберегать, ласкать, приумножать
Шевченко искренне верил, что и среди дворянской интеллигенции есть люди, готовы служить народу, только надо пробудить их сознание. К таким интеллигентам и обращается поэт:
- Обнимите же, брать мои, Наименьшего брата, - Пусть иметь улыбнется, Заплакана иметь.
и если интеллигенция пойдет навстречу интересам народа, то « заплакана иметь» - Украина «улыбнется», потому что настанет социальная и национальная воля
Изобличение конформизма украинской элиты в произведении Т. Шевченко «и мертвым, и живым, и ненарожденним землякам моим…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий