Историческая тема - одна из самых важных тем лирики Лермонтова вообще - разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего. В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории из позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. У перьев шу очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К него образа, какой “выше похвал, и славы, и людей”, поэт обращается в стихах 1828 и 1830 лет. Из российской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стих 1831 “Атаман”), какой также наделенный всеми чертами романтического героя: сильный человек, который противопоставил себя толпы, но несвободный от своих страстей. Идея сильной, значительной личности получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в кое-что другому аспекте
Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с особой четкостью выражена в стихе 1837 “Бородино”: - Так, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Смысл лермонтовського обращение к исторической теме - взгляд на прошлое из позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны, он видит “могущественное, лихие племя”, а из другого: Толпой мрачно и в скором времени забытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, не бросили столетий ни мысли плодовитого, Ни гением начатого работы. В эпоху, когда общественная жизнь замирает, деятельный период меняется периодомрефлексий.
Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянное и мучительное раздумья о судьбе своего поколения. Его зовут и влекут “столетий протекших великаны”, потому что в современной ему жизнь он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, - писал Белинский, - свидетельствует о залоге духа поэта, недовольного современной действительностью, перенесла от нее в далекое прошлое, чтобы там искать жизнь, которой он не видит в этом”. Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, есть “Песня о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и молодцеватого купца Калашникова”. Подобно к оттого как в стихе “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из самых важных событий российской истории, в котором решалась судьба всей страны, в “Песни …” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правление Ивана Грозного, один из наиболее драматических моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды истории, по мнению Лермонтова, раскрываются наиболее сильные и важные черты российского характера
Все три героя “Песни …” исключению. Каждый из них есть своего рода высшим проявлением царской прочности, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они - сильные личности, страже внимания, и противопоставление их людям “ нынешнего племени” очевидно. С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под российское народное творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно к времени татарского нашествия, поэт впервые обращается в “Балладе” 1830 года. И он упал - и умирает Кровавой смертью бойца. Жена ребенка поднимает Над бледной главой отца: “Смотри, как умирают люди …” Однако этот стих совсем не передает стиль эпохи нет в языковом, ни в образном отношении. Больше того, произведение явным образом ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем другое дело - “Песня о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и молодцеватого купца Калашникова”.
Сюжет ее основан на песнях и пересказах со сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевського, то есть имеет фольклорные источники. Именно построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину - три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом: Ай, ребята, пойте - только гусли стройте! Ай, ребята, пейте - дело поймите! Уже потешьте вы доброго боярина <и боярыню его белолицую! “Песня …” тщательно выписанная с точки зрения языки: основой его являются стойкие словосочетания: “добрый молодец”, “святая правда-матушка”, “красно солнышко”, “широкая грудь” и песенные сравнения: “Ходит плавно - будто лебедушка ; смотрит сладко - как голубонько; скажет слово - соловей поет …”, а также характерное для фольклора одухотворения природы: Хмарки серые разгоняючи, Зоря красная поднимается; Разметало кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми. Финал “Песни …” есть по традиции “славой” боярину, боярине и всему христианскому народу. Итак, на примере “Песни …” мы можем утверждать, что обращение к темам российской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт старается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные наследование. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал
Историческая тема в поэзии Г. Лермонтова
Комментариев нет:
Отправить комментарий