Антивоенный пафос в произведениях выдающихся писателей Е.- Г. Ремарка, Е. Хемингуея, Г. Белля, Б. Брехта ( по выбору) XX столетие вошло в историю не только как пора выдающихся свершений и достижений в разных сферах людской деятельности, а и как эпоха жестоких войн, которые повлияли на развитие общества. Неслучайно, что теме антигуманной сущности войны посвящено многому литературных произведений в разных крайнахсвиту.
Весомую часть творческого задела немецкого писателя Ериха-Марии Ремарка (1898-1970) представляют произведения о трагедии “утраченной генерации” (поколение молодых людей, которые стали жертвами бессмысленной Первой мировой войны): “На Западном фронте без перемен” (1929), “Возвращение” (1931), “Три товарищи” (1937), “Черный обелиск” (1956). А такие его романы, как “Жизнь в заем” (1959), “Ночь в Лиссабоне” (1962) и “Тени в рае” (1971), посвященные теме страданий и мыканий немцев-эмигрантов в года Второй мировой войны. Антимилитаристское и антифашистское направление имеют романы писателя “Триумфальная арка” (1946), “Искра жизни” (1952), “Время жить и время умирать” (1954). Все его произведения объединяет пафос ненависти к войне, ее ужасам, вера в торжество человеческого духа, победу над мерзким миру зла
Романы “На Западном фронте без перемен”, “Возвращение” и “Три товарищи” - это своеобразная трилогия о судьбе “утраченной генерации”. В романе “На Западном фронте без перемен” автор изображает жуткие звуки боя и невероятную тишину перед ним, показывает человека с ее страхом, страданиями и переживаниями. В жестокой битве нет победителей и побежденных, а есть только жертвы. Раскрывая ужасную бессмысленную сущность кровавой бойни, Ремарк в экспрессионистской манере, временами даже натуралистическое, изображает ее будни. Смерть здесь иногда жаданиша от жизни, однако герои Ремарка при любых обстоятельствах сохраняют дарованную Богом силу духу, которая не позволяет им превратиться на зверя, помогает сохранить в себе Человека
Судьбу бывших фронтовиков после войны обрисовано в романе “Возвращение”. Страшной и безобразной возникает перед героями произведения послевоенная действительность. Отчаяние, отчаяние, страх перед жалким существованием окутывают души тех, что выжили в аду войны. Дружба, которая берегла во время тяжелого времени, в мирное время уже не имеет того значения для бывших фронтовиков. Кое-кого из них не оставляет ощущения страха и одинокости, которая приводит временами к самоубийству, а некоторые становятся подонками общества. И все же роман пронизан оптимизмом: человек, несмотря на ужасы войны, не теряет веры в торжество добра
Главный герой романа “Триумфальная арка” врач Равйк в поисках цели жизни создает добро для людей, не задумываясь над тем, что это есть обязанностью каждого. Без веры в доброту людской души теряется опора в расшатанном войной миру
Жизнь человека - это будто вспышка среди вечности бытия, - такую мысль высказывает Ремарк в романе “Искра жизни”. Это произведение рассказывает о страдании, мыканье узников фашистского концлагеря, о величии человека, который даже в невыносимых условиях сохранила свое достоинство
Процесс очищения души от грехов прошлого, осознание собственной причастности к злодеяниям фашистов окажется тяжелым и мучительным для солдата вермахта, главного героя романа “Время жить и время умирать”. На примере его судьбы автор освещает проблему исторической расплаты, искупления немецкого народа перед человечеством, проблему национального самосознания. Писатель откровенно говорит о страшных преступлениях фашистов против человечества, потому что только правда сможет помочь немецкому народу осознать собственный грех перед миром. И Ремарк верит в свой народ, в то, что он найдет силы снять из себя обман фашизма, ведь зло не может долго жить, и ему наступает “время умирать”.
Среди произведений Ериха Марии Ремарка на антивоенную тему отличается роман “Три товарищи”, в котором писатель рассматривает проблему “война и человек” в нетрадиционном для него духе. Автор переносит свое внимание из “утраченной генерации” вообще на конкретный человека из этой генерации - растоптанную, погубленную войной, но не сломанную духовно.
“Три товарищи” - роман тоже о войне, но уже ту, которую ведут бывшие фронтовики с ужасной действительностью мижвоенних десятилетий, повею личную - со своим “я”. Автор глубоко внедряется в душе бывшего соддата-фронтовика, мир его переживаний. Жертвы войны, бывшие фронтовики, хотят найти свое место в этом жестоком миру
В центре произведения - рассказ о жизни трех товарищей-фронтовиков во время экономической разрухи и инфляции. Хоть в “Возвращении” Ремарк изобразил разрушения фронтового братства, он не потерял веры в эту сердцевину человечности и добрая, потому что знал: тот, кто видел смерть, научился ценить жизнь. Трех героев - Роберта Локампа, Отто Кестера и Готфрида Ленца - связывает глубокая мужская дружба, которую они сохранили из окопных времен. Они всячески стараются выжить в мире бедности, моральной грязи, лицемерия. Тому роман “Три товарищи” стал гимном крепкой мужской дружбе, которая помогает выжить в шатком послевоенном миру
Война, или точнее, человек на войне и человек, который вернулся с войны, но несет в себе ее неизлечимые следы, стали одной из самых важных тем и в творчестве американского писателя Ернеста Хемингуея (1899-1961). Тема человека, который вернулся с войны, целой генерации, физически и морально искалеченной войной, в полную силу зазвучала в первом романе этого писателя - “Фиеста”. Писатель показал в нем трагедию опустошенности, бездуховности бытия “ утраченного поколения”, что прошло сквозь ад войны
Тема шаткости и незащищенности человеческого счастья стала центральной в романе “Прощай, оружие!” (1929), в котором Хемингуей снова обратился к теме “ утраченного поколения”, выброшенного войной у жизнь без идеалов и надежды. В этот роман писатель вложил всю свою ненависть к бессмысленной и античеловечной войне. Жестокость этой бойни становится особенно ощутимой, когда в атмосфере крови и страданий расцветает светлое чувство любви между героем и героиней. Эта любовь пронизана предчувствиям трагедии. Герой романа лейтенант Фредерик Генри столько пережил, увидел, потерял, что решил “забыть о войне” и заключить “сепаратный мир”: он дезертировал из действующей армии
Генри старается найти спасение в личном счастье с Кетрин, которую любит искренне и преданно. Но смерть Кетрин лишает Генри всего. Произведение гневно осуждает войну как явление античеловечное в своей основе, направленное против всего сущего на земле, как кровавый образ решения проблем, ни одна из которых ничего не стража сравнительно из життямлюдини.
Во время гражданской войны в Испании Е. Хемингуей был военным корреспондентом (1937-1940). Эти впечатления стали толчком к написанию пьесы “Пятая колонна” (1938) и романа “ По кому подзвин” (1940), в которых писатель нарушил проблему ответственности каждого человека за судьбу всего человечества. В “Пятой колонне” речь идет о борьбе против агентов-франкистов в Мадриде, ее герои-контрразведчики свою личную жизнь приносят в жертвусправи, которой служат, ради спасения жизни других. Герой романа “ По кому подзвин” Роберт Джордан гибнет в борьбе с фашизмом, но смерть его не бессмысленная, поскольку “он боролся за то, в что верил”.
В года второй мировой войны Е. Хемингуей лично принимал активное участие в военных действиях, а в послевоенный период написал роман “За рекой, в тени деревьев” (1950), в котором снова четко прозвучала антивоенная тема. Главный герой этого романа, полковник Кантвелл, профессиональный военный, который принимал участие в двух мировых войнах, приходит к возражению войны. Однако, в отличие от представителей “ утраченного поколения”, он не ощущает упадка в своей душе. Кантвелл видит и хорошо понимает ситуацию, которая сложилась в современном мире. Он всем сердцем ненавидит фашизм и милитаризм, которые для вельмож часто связаны со сферой бизнеса, но противостоят мирному счастью людей. Поэтому любую войну этот герой считает антигуманным делом, которое противоречит человеческой природе и несет с собой зло
Война в произведениях немецкого писателя Генриха Белля (1917-1985) - это война побежденных. Он изображает ее последний период - период отступления и поражений, но так же, как и Е. Г. Ремарка и Е. Хемингуея, Белля интересовала не самая война, а человек на войне. Именно этот человек, ее страдание становятся центральным объектом изображения. Немецкий писатель фактически не изображает фашизм как явление
Антивоенный пафос в произведениях выдающихся писателей Е. Г. Ремарка, Е. Хемингуея, Г. Белля, Б. Брехта
Комментариев нет:
Отправить комментарий