Г. ибсен, известный норвежский драматург, создал "новую драму". В этих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы. ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединения в пьесе "Кукольный дом" имеет странный оттенок, и потому она поражает не одного читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и представить нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, через которую, возможно, разбилась не одна мечта и разрушилась не одна жизнь
В центре пьесы - трагедия семьи Хельмерив: Нори и Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, в них трое детей, уютный дом, в котором властвует благосостояние. Нора горячо отдана своему мужчине и детям. Чего, казалось бы, еще надо этой семье для счастья?
И это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесы сердцем, то увидим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: " Между печкой и дверями столик. Скатерка с фарфоровыми и другими пустячками, книжный шкафчик с книгами в роскошных обложках". Частое использование ласковой формы заставляет задуматься: не добрая жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора из детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют. Эти мечты напоминают детские игры с куклами - там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была самая Нора, сначала для своего отца, а потом для мужчины. Такими куклами стали ее деть, с которыми теперь играется самая Нора
Ее мужчина также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельный человека, а как неотъемлемую слоговую его спокойного семейного жизни. Для него она была его "куколкой", "билочкою", "пташечкою", но ничем другим, ничем большим. Итак, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, у любовь и даже в человеческое достоинство и честь. Здесь нет ничего истинного. Это димляльок.
Голавля героиня, Нора, одолжив деньги и припрятавши это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом, совестям. Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужчины и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма от Крогстада и произносит "найсправедливишу" речь, в которой чему-то преобладает местоимение "мое": "Ты разрушила все мое счастье, извела все мое будущее", а когда долговое обязательство поворачивается, мы снова слышим его сладенькие слова: "...здесь я буду голубить тебя, как загнанную горличку, которую спас неповрежденной из когтей ястреба". Но наступает прозрение. И Нора хочет снять маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме и идет, чтобы отыскать себя как человека: "Я думаю, что прежде всего я человек, так же, как и ты, - или по крайней мере должна стать человеком". Потому что только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей
Итак, в произведении "Кукольный дом" изображенный весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, по которым кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется "Кукольный дом".
Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы "живут" вблизи. От этой мысли становится жутко. И потому, наверное, надо что-то менять, пробуждать и в нашем микроклимате - семьях, и в макроклимате - обществе
Чему пьеса названа "Кукольный дом"? (за одноименной пьесой Г. ибсена)
Комментариев нет:
Отправить комментарий