Александр Петрович Довженко… Лишь называем это iмъя - i вiдразу представляем стройную, красивую, зовнi и внутрiшньо, талантливый человека, писателя i кiносценариста, автора бессмертных кiноповiстей “Земля”, “Щорс”, “Повiсть пламенных лiт”, а “Очарованной Десной” зачитывались i удивлялись, как-то к щему тепло i увлекательно можно упоминать свое детство, семью, возвеличивать человека працi, так мастерски, с неисчерпаемой любовью описывать рiднi мiсця: село, берега Десны, природу рiдного края
И недавно вiдкрився перед нами еще один бiк его обдарованостi - публiцистика. Мы имеем возможность перелистывать i читать сторiнки его “Дневника”, а внимательно прочитавши, розумiемо, как не просто жилось i писалось, совершалось; напряженно, болiсно, часто пiд безпосереднiм контролем “сверху”, но О. П. Довженко до последнего дыхания оставался справжнiм художником, патрiотом, человеком
Итак приглашаем к обсуждению, к роздумiв, почему же так болiло i днем, i вночi сердце большого мастера? Потому что самое время не позволило быть Довженковi цiлiсною в творчостi, внутрiшньо вiльною человеком. Вiн старался противостоять дiйсностi, совершать опiр, но не хватало собственных сил, i оставался дневник, где вiн мiг розмiрковувати, страдать, плакать, молиться, лишь бы не збожеволiти…
Осмысливши прочитанное, розумiемо, что волновали большого творца, дiйсно, болючi, очень важливi проблемы: вiн глубоко усвiдомлюе судьбу Украины, рiдного украинского народа; писателя смущает, душа режет ему вiйна; розмiрковуе над своей судьбой и судьбами выдающихся его сучасникiв; высказывает свое восприятие и дает характеристику вождям (Сталiну, Хрущову, Берiй); осмысливает и разоблачает суспiльнi проблемы (простого человека, жiнки в суспiльствi, о памятках культуры, iсторiй, цвинтарiв, школы i вчителiв, языки, чиновничества, бюрократiй, должностей), i выясняет перспективы своей творчостi, ведь мыслью полился в будущее, наснажений был работать… работать… работать…
Главное, что проходит через весь дневник - это раздумья о глубокой iсторичну несправедливость, которая совершалась i совершается украинскому народовi. “Украина поруйнована, как нi одна страна в свiтi!” Очень страдал вiд того, что украйнцi - “…квiти буръяновi, сорняком забитi” - не хотят учить своей iсторiй, “народ, который не знает своей iсторiй, есть народ слiпцiв”. Незалеченной раной болит Довженковi голодомор 1932-33 рокiв, “большое” переселение мiльйонiв украйнцiв к Сибiру. Хотiв видеть Украину не Большой Вдовушкой, а сильным государством. С печалью порiвнював свiй народ с табаком, “ Его все время пасынкуют. У него большая, упитанная листва, а цвiту кое-где”. Однако же, несмотря на все, большой сын своего народа нiжно, по-синiвськи любил свою Украину, переживал за нее, за народ: “Что же будет с народом нашим?” Зболiлася душа… Вiйна щемно ранила сердце Довженко. Как человек гуманный, вiн вiйну не воспринимал, называл ее глупой, а военачальникiв тупоголовыми. Страдал вiд того, что нiмцi пограбили Украину, вивiзши не тiльки зерно, топливо, памятки культуры, но найцiннiше - людей, дiтей для онiмечування и работы, дiвчат - для оздоровления арiйськой нацiй. Вiн проклинал Сталiна. Страдальчески, болiсно раздумывает над своей судьбой: “Менi 48 рокiв. Моему сердцу - 60. Оно износилось вiд частого гнiву i негодование, i тоски… Менi хочется умереть. Менi кажется, что я прожил уже всю свою жизнь, словно ангелы покинули мою душу”… “Я умру в Москвi, так i не увидев Украины…” В этих строках - весь Довженко, художник i человек. Мучительно воспринимает жестокую критику кiноповiстi “Украина в огнi”, что зродилася iз болiсних страданий художника, народа, гiрких потерь. Довженковi посчастливилось, его не арестовали, не розстрiляли, но и жить спокiйно не давали, сталiнське травля пiдiрвало его здоровье. Но не змiлiла душа мастера, i из этого жесткого поединка вiн выходит победителем, человеколюбцем. Итак не случайно среди многих проблем, якi возбуждается О. Довженко в “Дневнике” - это раздумья об обычном человеке, ведь “найбiльший сокровище всего человечества есть самый человек”. Вiн вболiвав за простых, обычных людей, якi не имеют нi чинiв, нi орденiв, потому что “богатое государство, которое образовывают бiднi люди, - абсурд! Государство не может строить свiй благосостояние на бiдностi и обдертостi своих граждан”. Не помешало бы современным нашим полiтикам задуматься надцим.
А украинских жiнок, что вынесли на своих плечах вiйну, вiн порiвнюе с древнерусской Ярославною, называет жiнку хранительницей нацiй, красотой землi нашей. Скiльки горя, страдание, испытаний выпало на их судьбу? А кто виновный? Довженко обвиняет советскую систему. Как ревностно относился писатель к тому, что имело где звучит украинское слово, его волновало, как же можно воспитаться молодое поколiння, если в крайнi не цiнуються памятки iсторiй i культуры, украинский язык, нет уважения к учителю. А отношение кое-кого к вiчного пристанища мертвых - кладбища?! Говорят, рiвень культуры нацiй определяется по ее отношению к вiчного пристанища: “кладбища - это зеркало человеческих взаимоотношений”, поэтому йхнiй залог цiлком зависит вiд почеты к человеческой особистостi, вiд нашего воспитания. Актуальной есть эта проблема i сейчас, временами видим проявления жестокого вандалiзму в мiсцях вiчного покоя наших предкiв. I просто удивляешься, почему люди так неистово хотят к должностям: “Довгi года присматриваюсь к людям, которые стоят бiля руля… Печальная картина. Упрощенчество обнялось с простотой. Мы дегенерируем, не помiчаемо этого самi! Бiдний, убогий, многостраждальний мiй народ, который ты несчастливый! Ведут тебя поводирi!”
А скiльки еще было задумiв! Хотiлося работать, вероятно было бы мало времена
I пiсля того, как закрываем последнюю сторiнку “Дневника”, мысленно охватываем i стараемся постичь все: порушенi актуальнi проблемы, вболiвання за судьбу Украины, срывание масок iз вождiв, острая критика суспiльства дают пiдстави твердить - этот яркий образец Довженковой публiцистики - трагiчний, выстраданный, болiсний документдоби.
“Дневник” Александра Довженко - трагiчний, выстраданный документ
Комментариев нет:
Отправить комментарий