Жанровое разнообразие литературного наследства Тараса Шевченко довольно широкая. Писал он поэмы и повести, пьесы и поэзии. И первым произведением, которое дошло до нас, была баллада "Причинная".
Баллада - это небольшое лиро-эпическое произведение с драматически напряженным сюжетом, в котором имеющиеся элементы фантастики. Для большинства баллад Шевченко характерный трагический конец. В произведении "Причинная" встречаем и картины бурной природы, и загадочные события, и смерть героя, и резкие контрасты. Шевченкова "Причинная" имеет много общего с балладами других авторов, однако за идейным направлением, поэтическим мастерством и образной системой она есть оригинальной, новаторской. Отдельные части баллады - картины природы и лирические отступления, имеют самостоятельное значение. Для них присущий поэтичность, глубокая взволнованность, лиризм. Достигается это эмоциональным рассказом о жизни героев. Автор сочувствует им, переживает вместе с ними:
Такая ее судьба...
В божье мой милый!
За что ты наказываешь ее, молодую?
Более обостренный социальный конфликт в балладе "Тополь". Четче говорится, что девушка любит казака, ждет его из похода, а иметь готовится выдать ее замуж за богатого. Девушка готовая лучше умереть, чем выйти за немилый. Зелья, которая дала ворожея, превращает ее в тополь. Это единый фантастический эпизод в балладе, и взятый он из народного творчества. Все другое - реалистическое. Рассказ ведется от лица рассказчика. Это дает возможность автору высказывать советы девушкам, которые его слушают:
...Что нам в мире встретится...
Не знайте, девушки!
Не спрашивайте свою судьбу...
Само сердце знает,
Кого любит...
В балладе "Утопленная" противопоставлены образа матери и дочери. Мать была богатой, жила в новой хате, с парнями пила и гуляла. А дочь воспитывалась у чужих людей. Когда же мать состарившаяся, а дочь выросшая и стала красавицей, иметь из зависти утопила ее и самая погибла. Создавая образ бездушной матери, Шевченко использует аллитерацию
Для баллад Т. Г. Шевченко характерное то, что все они построены на реальном грунту, который у них реалистическая основа, фантастические же мотивы занимают сравнительно незначительное место. Фантастика баллад фольклорного происхождения. В Шевченкових балладах нет страхов, отсутствующая мистика. Этим они отличаются от баллад его предшественников и современников
Художественные особенности баллад Т. Шевченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий