Трагическое и героическое время Украины периода Хмельнитчины найповнише отображенная в трех казацких летописях: Самовидця, Грабянки и Величка.
Исторические события, описанные в "Казацкой летописи Самийла Величка", охватывают отрезок времени 1648-1700 лет. Автор объясняет причину, которая принудила его взяться за перо: он хочет современникам и потомкам сказать правду о событиях, которые происходили на нашей земле. Осматривая летописные и исторические писания чужестранцев, он увидел, что их славу "объяснено и незатемнено". Этого не скажешь о наших казацких предков, которые так же, как и чужеземцы, велели вийки и славились рыцарской отвагой и богатырскими подвигами. Но наши писатели о них почти ничего не написали и не растолковали. Слава и была скрыта. Пони похвалы подвиги наших предкив полнее описали иностранные историки, а не наши
Самийло Величко был участником многих походов, поп время которых перед него глазами возникали многочисленные безлюдные города и замки, пустые валы, когда-то насыпанные человеческой работой, а теперь они стали пристанищем и поселением диких зверей. Когда-то многолюдные крепости стали малолюдными, а другие совсем опустели — розруйновани, засыпанные землей, заплесневелые, заросшие сорняком, полные лишь змеев и всяческой нечисти, которая там гнездилась. Тот край, который когда-то провозглашали раем мира, второй обетованной землей, наполненной молоком и медом, покрылся мхами, камышом и сорняками. Все было заброшенно: развесистые поля и долины, леса и сады, дубравы и реки, стави и озера. В разных местах можно было натолкнуться на много человеческих костей, сухих и голых, их покрывало именно только небо. -
Насмотревшись на эту пустую и мертвую пустошь, которой стала когда-то прекрасная и переполненная всяческими благами земля, частица отчизны нашей, автор старается понять причину трагедии, которая произошла
После нашествия Батыя казаки, снова расплодившись и приумножившись, стали жить свободно, независимо и зажиточно. Но поляки, "завистники добра и воле людской", не полюбились этого и начали совершать на украинской земле большое поругание, гнет и разорения. Несмотря на то, что украинцы имели от польских королей уставы, грамоты и привилегии, в которых отмечались их права и вольности, самолюбивая и ненасытная польская шляхта считала украинцев за ничто, вжимала их многочисленными грузами и побором
Богдан Хмельницкий, к тому времени сотник чигиринский, видел, как шляхта притесняет и разукрашивает украинцев, болел на их плач и стон родительским сердцем. Он хитростью отобрал у Барабаша королевские привилегии и теперь имел законные основания, как он считал, начать борьбу за возвращения украинскому народу его прав. К тому же Богдан Хмельницкий на собственной коже ощутил бесчестие и поругание видшляхтичив.
Запорожское войско радостно и благодарно приняло Хмельницкого на Сечи и нарекло его гетманом
Отмечая заслуги Хмельницкого в борьбе украинского народа за освобождения, Самийло Величко утверждает: " Как когда-то израильскому народу, которого угнетали египтяне, Бог послал Моисея, так украинскому народу он послал человека на имя Богдан Хмельницкий и дал ему ум освободить украинский народ".
Руководящий мотив "Летописи Самийла Величка" — переживание за судьбу матери Украины и призыв к борьбе за нее спасение
Трагедия Украины в "Казацкой летописи Самийла Величка"
Комментариев нет:
Отправить комментарий