... Отрежи, отцу, чтоб нехотя
На весь мир услышали...
Т. Г. Шевченко
В начале XIX столетие Украина имела высокохудожественную поэзию и драму, а новой прозы еще не было. Известно, что широко охватить всю сложность общественной жизни способная лишь эпическая проза. Поэтому появление Квитчиних прозаических произведений была продолжением литературного подвига Ивана Котляревського, доведением зрелости и художественного совершенства украинского языка
"Пусть же знают и наших! Потому что есть такие люди, которые из нас смеются и говорят да и пишут, будто из наших никто не отрежет, чтобы было и обычное, и нежное, и умное, " — так писал в предисловии к повести "Маруся" ее автор, большой украинский автор повестей Григорий Федорович Квитка-Основьяненко
Григорий Федорович хорошо знал быт, обычае украинского народа. Часто видели его на базаре, где он вслушался в народный язык, заносил в свой записничок крылатые выражения, записывал рассказу извозчиков, соседей, односельчан — наблюдал жизнь, которым жил его народ. И в повести "Маруся" он дал возможность всем народам, которые этого хотели, постичь, что из этого народа смеяться нельзя, что он заслуживает на любовь и почет. "Маруся" — это истинный цветок из песенной нивы украинской народной поэзии. Источника ее — это действительность украинского села и народная творчество: украинские баллады, лирические, свадебные песне, фольклорные мотивы
Герои повести — Маруся и Василий — простые, искренние, не разговорчивые, но трудолюбивые, высокие в помыслах и чувствах люди. Они "писаные с натуры без любого украшения", как отмечал сам автор. Большой автор повестей мастерски выписывает сцены быта, обычаев, обрядов
Отец Маруси Наум Дрот — мудрый, набожный, честный, вся жизнь работает и благодаря этому живет в благосостояния В такой же добропорядочности, в любви к работе, к Богу он воспитался и свою единственную дочь. Только услышит Маруся звоны — идет к церкви, потому что грех не идти, и шажок даст на свичечку, а второй — старцу божьему представит... Вот такой должна была быть украинская девушка-крестьянка: и в церкви она не запустует, и на вечерницах водки не будет пить, и девушкам добрый совет даст. Вот какую девку все любили и уважали! А которая у нее рубашка беленькая, тоненькая, она сама ее пряла и пишний рукава самая вышивала красными нитями... За золотые руки девушку ценили, за ее кротость, трудолюбие: Маруся на улицу не выйдет, пока с домашней работой не управится
А как подробно описывает Квитка танцы, свадьбы, сватанье, похороны с причитаниями. Так мог писать только большой знаток народного жизни. Маруся не пойдет в субботу на свадьбу бегать по улице и постны петь, а придет уже в воскресенье, посидит, пообида, а как выведут молодых надвир танцевать, она мерщий домой: разобралась, раскинулась, давай печь топить, ужинать готовить. Девушкам на сватанье было не до пищи, потому что "стидно при людях есть", потому что люди подумают, что дома ничего (есть) нет, что девушка ленивая, обеда не наварила; а второе и то, что "...надо свое дело взыскивать" — то есть, не "...бравшись за ложечки...", песни петься
Где же бувселезень.
Где же была утинка?..
И не судилось быть вместе Василию и Маруси. Не дождалась Маруся своего милого, умершая. Не смог Наум Дрот сразу выдать свою единственную дочь замуж, потому что надо было еще Василию откупиться от солдатчины...
Описание похорон Маруси, боль и слезы людей, которые любили эту девушку, поражают читателя в самое сердце. Да и самые плакали, когда читали эту сцену, ведь автор смог умилить, вызвать сочувствие к несчастной судьбе героев
Этой повестью Квитка защищает богатый и самобытный украинский язык, который способный воссоздавать глубочайшие переживания души человека. Писателям Квитка советовал: " Как говорим, так и пишем". Пусть весь мир знает о жизни украинского народа, нам ничего стидатися, потому что "живем мы по законам божьим".
Недаром же он написал в предисловии к "Марусе: "Пусть же знают и наших!"
Изображение жизни и быта украинского крестьянства в повести Г. Ф. Цветки-Основъяненка "Маруся"
Комментариев нет:
Отправить комментарий