Драма Леси Украинки «Лесная песня» имеет народно-сказочное содержание. Образа Мавки, Лешего, Прелестника, Русалки не противопоставлены человеку, а, наоборот, имеют тесный контакт с ней. В драме творчески использованные свойства сказок, присутствующие аллегорические образа ( в частности, Судьба — это символ общественного бытия). Увлекательно передает поэтесса преобразования Мавки: то она идет у небытия, где «ничто не навевает мечтаний», куда даже ветер не заносит своих пений; то она вспыхивает ярким огнем, а со временем попилець, который остался от нее, «ляжет, возвратившись, в родную землицю, вместе с водой там срастит вербицю», и душа Мавки будет проговаривать к людям «шелестом тихим вербовой ветвей».
Природа — неотъемлемая часть произведения и занимает в нем одно из основных мест. Она тесно связана с жизнью народа и фантастических существ, с них судьбой. Ощущая красоту родной природы, чудесно понимая ее, поэтесса создает прекрасные пейзажные рисунки:
«Дряхлый, густой, предковичний лес на Волыни. Посреди леса галява с плакучей березой и с большим престарым дубом». И хоч это ремарка и йй нельзя вложить в общее название авторских примечаний, однако и она играет большую идейно-эстетичную роль
Значительное место занимают в пьесе рядом с развернутыми ремарками и сугубо лаконичные ремарки:
Мавка (улыбаясь) Или же хорошая я тебе? Лукаш (стыдясь) Разве я знаю? Живописная природа, раскрытая в ремарках, продолжает жить в усий пьесе, в частности в языке персонажей. Природа живое своей жизням, и Мавка передает Лукашеви ее язык:
Вон видишь, там спрашивает дикая мальва:
«Или я хорошая?»
А ясень ей кивает в верховитти:
«Наилучшая в мире!»
Развернутая картина праздника осени возникает в языке Лешего, когда тот просит
Мавку снова вернуться к леса, быть царицей его, потому что для Мавки еще «не все
Венки погинули». ‘
«Лесная песня» очень близкая к фольклору, и соединяют ее с произведениями народного творчества стилевые приемы, живой разговорный язык, который предоставляет произведению поэтической красоты. Вот потому не удивительно, что отдельные строки звучат как песня, другие — как сказка или дума
Каждая строка драмы-феерии, каждая строфа преисполненные чрезвычайной искренности, лиризма, песенности. От народной песни идут такие художественные средства, как эпитеты-прикладки, которые приобретают в пьесе нового эмоционального окраски: сон-трава, квитоньки-зирниченьки, верба-вдовица, мак-видюк, сиротята-патерчата, звезда-пряха тощо.
Пйсенно-Сказочный характер имеют слова Мавки:
Как сладко играет,
Как глубоко режет,
Вскрывает белую грудь, сердечко вынимает
Фольклорная поэтика дала возможность писательницы глубоко индивидуализировать язык героев, поднять ее к уровню народной песни
«Лесная песня» насквозь пронизанная музыкантом и песней. Под звуки Лукашевой свирели просыпается Мавка. Лукаш играет веснушку — и на ее волшебные звуки отвечает все живое, потому что «даже черный безлиственный терновник появляе нежные цветы».
На Лукашеве и Мавчине любовь весь лес отзывается ливнем весенних голосов:
Уже не щебечут,
Не тьохкають, как всегда, а поют:
«Целуй! Целуй! Целуй!» В пьесе использованы народные поверья, заговор, сказки. Они становятся поэтическим средством создания образов
Сугубо народное, традиционное содержание употребляемых эпитетов, и на особое внимание заслуживает язык сказки-феерии. Ярким примером афористического языка может служить последний монолог Мавки:
ОБ, не сокрушайся за тело!
Ясным огнем засветилось оно…
Легкий, рыхлый попилець.
Ляжет, возвратившись, в родную землицю,
Вместе с водой там срастит вербицю.
Станет началом тогда мой конец. Творческая индивидуальность писательницы оказалась в использовании тропов, развернутых метафор, викинчености строфы, ритмах языки, одним словом, в поэтическом синтаксисе
Образ Леси Украинки поднялся над эпохой. ее слово было и ее большим делом. Талант писательницы оказался как в поэзии, так и в драматургии, о чем и свидетельствует «Лесная песня» — один из наилучших поэтических произведений мировой литературы
Поетика «Лесной песни» Леси Украинки
Комментариев нет:
Отправить комментарий