Символизм - направление в европейском искусстве 1910-х лет сосредоточенный преимущественно на художественном изображении с помощью символа то есть знака, многозначительно аллегорического и логически противоречивого образа. Символизм связан с идеалистическим мировосприятием с культом индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том что искусство выше, чем «вульгарная» реальность. Направление этот распространился во всей Европе и внедряется в живопись и другие виды искусства, особенно - музыку. Ведь первыми на путь символизма стали французские поэты Поль Верлен (1844-1896) и Артюр Рембо (1854-1891), со временем руководящую роль в этом направлении стал отыгрывать Стефан Малларме (1842-1898).
Поль Верлен, как между прочим, и Артюр Рембо, открещивался от своей причастности к символизму, а тем более лидерства в нем. Если под символизмом понимать поэзию, которая обязательно обращается к символам, а в лирике Верлена символов почти нет. Действительно близким к символистам его делает то, что он впервые обращает внимание не на художественно^-вы-. разни возможности лирического слова, а на него сугестивну силу, то есть слово Верлена действует не столько своим прямым предметным значением, сколько мисловим ореолом, какой «навевает» или «подсказывает» те или другие настроения. Это одна из главных особенностей лирики Верлена. Вторая, не менее важная особенность ( более всего это касается пейзажной лирики) заключается в том, что между «душой» и «природой», «душой» и «вещами» у него существуют отношения не парелелизм как это обычно бывает, а отношения тождественности
Для Верлена - пейзаж это и есть «залог души», а душа - инобытие пейзажа они растворяются одно В одному
импресионистичнисть - еще одна важная черта верленивськой поэзии ( в литературной критике существует даже точка зрения, что Верлен скорее импрессионист, а чем символист). Его поэзия - это фиксация непосредственных, мгновенных впечатлений (неслучайно поэт из всех глагольных времен преимуществ) отдает настоящему, а самые глагола у него никнут перед существительными). Размытая линия у него властвует над четким контуром, оттенок - над ярким цветом, светотень- над светом, полутон - над виразнимтоном.
Одна из характерных особенностей поэзии Верлена - музыкальность: « В первую очередь - музыка в слове!» Она в отсутствии негармонических звукосполучень, и в наличии аллитерации, и в удивительном образе объединения звуков с чувствами, эмоциями. Для Верлена мир приоткрывается преимущественно череззвуки.
- Осенняя песня (пер. Г. Конура) Негромкие Польются мысли Истомные песни В давние года Струн осенних Мечтаний дитинних. Сердце тебе Выйду надвир Топят в кручине, В вихревой водоворот В причитаниях. В поле мглистом Блидну, когда Крутит, гонит, Слышу из мглы Носит меня бьет часы: 3 пожелтевшим листям.
Настроение осенней грусти и безнадежды здесь воспроизведено не только содержанием слов, а и однообразным звучанием сонорных, объединением громких звуков и, с чувством тоски, не говоря уже об аллитерациях и ассонансах (имеем удачный перевод).
Верлен много нового внес в поэтическую технику. Причудливость в построении строфы, необычность в рифмовании, разговорная естественность, непринужденность, смелость - все это предоставляет изысканности его стихам. Известнейшие сборники стихов Верлена - «Сатурне поэзии», «Изысканные праздника», «Добрая песня», «Романсы без слов».
Артюр Рембо оторвался в французскую литературу лишь на один миг: время, на протяжении которого он писал стихи, занимает совсем малый промежуток - четыре неполных года (с 17-ты к 20-ты лет. В начале своей твормости Рембо находился под влиянием Шарля Бодлера. Переход к символизму наблюдается в поэзии «Пьяный корабль». Жажда свободы, захватывающей стихией моря и в то же время страх перед ней, осознание своей внутренней отчужденности от всего окружающего, постоянного, стабильного - это воплотилось в маленькой «одиссей» Рембо.
В символистский период поэт создал «Последние стихи», « Сквозь ад» и «Озарение», стихе, написанные прозой. Рембо декларирует ультрасимволистскую теорию «алхимии слова», нередко отвергается от передачи содержания языками, высказывает поэтическую идею здоровыми ассоциациями, звуковыми соединениями, ритмом, логической бессвязностью отрывков. Фантасмагории возникают не метафорическим путем (к метафоры он вообще цуже редко обращается), а за счет предоставления предметам чужих им качества и функций (твердые тела у него текут, тени каменеют, звезды гудят, плачут звоны, и т.п.) или за счет неожиданного столкновения, шокового столкновения вещей, эпизодов, ситуаций, между которыми умышленно рвутся причиннослидкови, пространственные, временная или логическая связи. Вследствие этого и возникает эффект «затемненного» текста, который нельзя понять, а нужно пишет интуитивно довериться ему
- Марина Серебряные и медные колесницы Стальные и серебрянные корабли Вздьмают пену - Вырывают с корнями кусты. Зыбучие дюны, И колеи бурунов Убегают кругами к востоку, К толпам леса, К стволам мыса, К дамбе, размытой порывами света. (пер. Н. Стрижевськой)
Рембо верил в поэтическое яснобачення, в богоривнисть поэта, который проник в тайне вселенной. Пока жила эта вера, до тех пор и создавал поэт. И очень быстро она была разрушена: в какой-то миг Рембо понял, что его поэзия яснобачення - это всего-навсього эксперимент над самым собой, и ведет он в никуда. Как поэт, он реально нет на что не влияет и ничего не может сделать для преобразования мира. Разочаровавшись, Рембо замовкназавжди.
«Марина» - первое произведение в французской литературе, написанный свободным стихом (иерлибром). Но все достояния Верлена и Рембо были подхваченные и имели дальнейшее развитие в творчестве Стефана Малларме, главы символизма, который оформился в поэтическое направление. Малларме открыл у себя дома литературный салон, к по вторникам собирались молодые поэты - Рене Гиль, Поставил Кан, Анри де Ренье и прочие. Здесь они учились музыкальности стиха, импресионистичности, овладевали явления суггестии
Основные эстетичные принципы и поэтическое новаторство символистов
Комментариев нет:
Отправить комментарий